Чацкий борец или жертва

Александр Сергеевич Грибоедов – известный и талантливый драматург. Самое известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова комедия «Горе от ума». Грибоедов создал великолепную картину нравов своего времени, всех веяний, социальных и духовных течений, контраста нового, молодого поколения и консервативного старого.

Эпоха Александра Грибоедова – это время перемен. Время, когда в обществе появлялись подобные Чацкому «новые люди» — умные, честные и деятельные. Они восставали против существующего порядка, против старого общества, которое было полно лжи и эгоизма, общества, где люди были «слепы». Грибоедов был именно таким человеком и воплотил свои мысли в комедии «Горе от ума». Автор подарил свои характер и убеждения Чацкому.

Таким «новым» людям, как, например, декабристы, было тяжело бороться с могучей старой силой. Но на их стороне была правда. Старое общество было ленивым и многое строилось на лжи, а потому легко рушилось.

Чацкий – главный герой комедии Грибоедова. Неутомимый борец с несправедливостью, ложью, эгоизмом, обличитель обмана. Но у него не получается никому открыть глаза. Может быть, было ещё рано, общество было ещё не готово жить правильно, не было готово к правде.

Чацкий оказался жертвой борьбы. Ещё не пришло время перемен. Александр Чацкий боролся против огромного количество старой силы. Один в поле не воин – это можно сказать о нем. Чацкий обличает ложь и хамство, стремится открыть Софье Фамусовой глаза на обман Молчалина, показать всю несправедливость фамусовского общества, его «слепости» к проблемам других.

Александру Сергеевичу Грибоедову удалось создать великолепное произведение, оказавшее большое влияние на тогдашнее общество и являвшееся картиной борьбы поколения старого и нового. Посредством юмора Грибоедов обличил невежество, хамство, произвол, ложь и безнравственность. Ему удалось написать отличную комедию о несправедливости. Кажется, парадокс смеяться над далеко не весёлыми вещами. Грибоедов считал смех оружием против пороков старого, закостенелого общества: «Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде…». Правдивая картина общества, в котором противоборствует прошлое поколение и грядущее, воплотилась в ироничной комедии «Горе от ума». Вечная проблема «отцов и детей» здесь развернулась во всей глубине.

Чацкий: победитель или побежденный?

«Горе от ума» — одно из самых загадочных произведений рус­ской литературы XIX века. В нем соседствуют два конфликта: соци­альный (столкновение между «веком нынешним» и «веком минув­шим») и любовный (наличие двух любовных треугольников — признак романтизма).

В любовной интриге Чацкий терпит поражение: Софья его не лю­бит, более того, она предпочла человека, нравственно много ниже Чацкого. С неудачей Чацкого в любви связан комизм его положения. Он пытается узнать, кого любит Софья. Она почти открыто говорит:

Кого люблю я, не таков:

Молчалин за себя других забыть готов.

Но Чацкий не слышит ее (для усиления комического эффекта ав­тор использует прием «разговор глухих»), не понимает. А в финале, став свидетелем разговора Софьи и Молчалина, прямо обвиняет ее:

Зачем меня надеждой завлекали?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?

С точки зрения конфликта невозможно ответить однозначно на во­прос — победитель Чацкий или побежденный. С одной стороны, Чац­кий побежденный. Взгляды «века нынешнего» и «века минувшего» противопоставлены по разным вопросам: отношение к службе — Чац­кий — «служить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов — «подпи­сано, так с плеч долой»; к образованию — для Чацкого норма — «ум, алчущий познаний», для Фамусова — «ученье — вот чума». У фамусовской Москвы и Чацкого разные идеалы: для «века минувшего» — Максим Петрович, Кузьма Петрович — московские тузы; для Чацкого — тот, кто тянется «к искусствам творческим высоким и прекрас­ным». Эти два мира никогда не смогут найти общего языка, взаимопо­нимания, компромисса. У «века минувшего» одно оружие — объявить Чацкого сумасшедшим, изгнать из общества, высмеять его, тогда он не страшен. В финале герой покидает Москву («Вон из Москвы!») и едет искать, «где оскорбленному есть чувству уголок. »

С другой стороны, Чацкого можно считать в какой-то степени по­бедителем. Гончаров писал, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Он опровергает пословицу «один в поле не воин», говоря, что «воин, если он Чацкий, и притом победитель».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: