Александр Сергеевич Грибоедов – известный и талантливый драматург. Самое известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова комедия «Горе от ума». Грибоедов создал великолепную картину нравов своего времени, всех веяний, социальных и духовных течений, контраста нового, молодого поколения и консервативного старого.
Эпоха Александра Грибоедова – это время перемен. Время, когда в обществе появлялись подобные Чацкому «новые люди» — умные, честные и деятельные. Они восставали против существующего порядка, против старого общества, которое было полно лжи и эгоизма, общества, где люди были «слепы». Грибоедов был именно таким человеком и воплотил свои мысли в комедии «Горе от ума». Автор подарил свои характер и убеждения Чацкому.
Таким «новым» людям, как, например, декабристы, было тяжело бороться с могучей старой силой. Но на их стороне была правда. Старое общество было ленивым и многое строилось на лжи, а потому легко рушилось.
Чацкий – главный герой комедии Грибоедова. Неутомимый борец с несправедливостью, ложью, эгоизмом, обличитель обмана. Но у него не получается никому открыть глаза. Может быть, было ещё рано, общество было ещё не готово жить правильно, не было готово к правде.
Чацкий оказался жертвой борьбы. Ещё не пришло время перемен. Александр Чацкий боролся против огромного количество старой силы. Один в поле не воин – это можно сказать о нем. Чацкий обличает ложь и хамство, стремится открыть Софье Фамусовой глаза на обман Молчалина, показать всю несправедливость фамусовского общества, его «слепости» к проблемам других.
Александру Сергеевичу Грибоедову удалось создать великолепное произведение, оказавшее большое влияние на тогдашнее общество и являвшееся картиной борьбы поколения старого и нового. Посредством юмора Грибоедов обличил невежество, хамство, произвол, ложь и безнравственность. Ему удалось написать отличную комедию о несправедливости. Кажется, парадокс смеяться над далеко не весёлыми вещами. Грибоедов считал смех оружием против пороков старого, закостенелого общества: «Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде…». Правдивая картина общества, в котором противоборствует прошлое поколение и грядущее, воплотилась в ироничной комедии «Горе от ума». Вечная проблема «отцов и детей» здесь развернулась во всей глубине.
Чацкий: победитель или побежденный?
«Горе от ума» — одно из самых загадочных произведений русской литературы XIX века. В нем соседствуют два конфликта: социальный (столкновение между «веком нынешним» и «веком минувшим») и любовный (наличие двух любовных треугольников — признак романтизма).
В любовной интриге Чацкий терпит поражение: Софья его не любит, более того, она предпочла человека, нравственно много ниже Чацкого. С неудачей Чацкого в любви связан комизм его положения. Он пытается узнать, кого любит Софья. Она почти открыто говорит:
Кого люблю я, не таков:
Молчалин за себя других забыть готов.
Но Чацкий не слышит ее (для усиления комического эффекта автор использует прием «разговор глухих»), не понимает. А в финале, став свидетелем разговора Софьи и Молчалина, прямо обвиняет ее:
Зачем меня надеждой завлекали?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?
С точки зрения конфликта невозможно ответить однозначно на вопрос — победитель Чацкий или побежденный. С одной стороны, Чацкий побежденный. Взгляды «века нынешнего» и «века минувшего» противопоставлены по разным вопросам: отношение к службе — Чацкий — «служить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов — «подписано, так с плеч долой»; к образованию — для Чацкого норма — «ум, алчущий познаний», для Фамусова — «ученье — вот чума». У фамусовской Москвы и Чацкого разные идеалы: для «века минувшего» — Максим Петрович, Кузьма Петрович — московские тузы; для Чацкого — тот, кто тянется «к искусствам творческим высоким и прекрасным». Эти два мира никогда не смогут найти общего языка, взаимопонимания, компромисса. У «века минувшего» одно оружие — объявить Чацкого сумасшедшим, изгнать из общества, высмеять его, тогда он не страшен. В финале герой покидает Москву («Вон из Москвы!») и едет искать, «где оскорбленному есть чувству уголок. »
С другой стороны, Чацкого можно считать в какой-то степени победителем. Гончаров писал, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Он опровергает пословицу «один в поле не воин», говоря, что «воин, если он Чацкий, и притом победитель».