Человек и история в фольклоре древнерусской литературе произведени

Издревле человек и история становились объектами всех сфер искусства. Не исключением в этом вопросе и стала литература, проявившая особый интерес к данной теме. Именно этот вид искусства сумел проследить восхождение человека до личности в рамках определенных исторических эпох.

Устное народное творчество, стоявшее у истоков современной литературы, рисовало не просто взаимосвязь человека и истории, для народных авторов важно было показать все с героической стороны. Именно отсюда такие знакомые с детства нам герои, как могучие богатыри – защитники земли русской. Обязательным условием изображения такого героя в былине, исторической песне или другом произведении фольклора было наделение персонажа особыми качествами: силой, умом, желанием приносить пользу обществу, а значит ставить людские интересы превыше всего. Примечательно, что данный персонаж вырисовывался в реальной исторической эпохе, наряду с конкретными историческими деятелями, как правило, князьями. Однако, выделение его типажа, привносило особую сказочность в произведение.

Что касается древнерусской литературы, которая в большем своем числе уже стала авторской, человек становился творцом истории. Он отошел от изображенных ранее гиперболизированных характеристик, однако приобрел иное качество – богоподобие. Кроме того ушли в прошлое обобщения и типизация, стали проявляться индивидуальные черты. И это так же объяснимо особенностями мировоззрения людей 9-12 века, на которых огромное давление имела церковь. Отсюда и сложились определенные каноны в написании произведений, ориентированных на изображение личности человека. Такие жанры как : сказания, поучения, жития, слово – диктовали особый образ жизни для всех людей, посредством описания идеалистической жизни героя – святого или героя-князя. Особым интересом и пользовались летописи, представляющие собой непосредственную хронику событий, исключающую характерных оценок автора.

Последующее развитие литературы стало изображать человека внутри истории, творцом этой самой истории, непосредственным деятелем событий. Здесь следовало бы упомянуть рыцарские романы, принадлежащие преимущественно английским писателям. Если говорить сугубо о русской литературе, то до 18 века вообще не было принято создавать вымышленных персонажей. Особый интерес к историческим личностям возник в литературе золотого века. Особо здесь мы отмечаем заслуги Пушкина в «Капитанской дочке», Толстого в «Войне и мире».

Далее ярким историческим этапом, отразившимся в творчестве литераторов, стали революционные события замеченные Маяковским, Гумилевым, а так же ВОВ, о которой так яро писали Солженицын и Шолохов.

История не стоит на месте и тем самым продолжает привлекать к себе внимание современных служителей пера, а это значит, что впереди нас ждут новые литературные гении и открытия.

Сочинение Фольклор — человек и история в древнерусской литературе

Бытует мнение, что написанная древнерусская литература – это тенденция написания, заимствованная у Запада. Однако, многие склоняются, что литературе тех времен по большей части присущ фольклор. Во многих произведениях можно проследить, что фольклор сочетается с чем-то иностранным.

Многие считают, что в Древней Руси фольклорное творчество прослеживалось в разных его исполнениях. Частушки, скороговорки, русские народные песни, сказки и прочее – все это является частью фольклора. В литературе древнерусских времен также ощущается тесная связь с фольклором. Многие былины, песни, сказания придуманы людьми.

В те времена на Руси было два языка – древнерусский и старославянский. На старославянском языке писали книги, а разговаривали на древнерусском. Русский язык стал преемником древнерусского языка, поэтому они так похожи. Так как на древнерусском языке говорили, что устное народное творчество сочинялось также на нем. Таким образом, все эти сказания смогли дойти до нас.

Устное народное творчество было неотъемлемой частью древнерусских сказаний. Оно зародилось еще в давние времена, когда люди не умели писать. Несмотря на это, присутствовали и мимика, жесты, интонация в рассказе и прочее. Только позже, овладев грамотой, люди смогли перенести это на бумагу. Тексты, в которых чувствовался русский дух, были приятны и интересны людям. Поэтому многим полюбились сказки о богатырях. Богатыри с большой силой олицетворяли всемогущую Русь. Ничего не боясь, они вставали на защиту.

Фольклор именно в то время стал значительным вкладом в литературу, и в творчество в целом. Без подобных жанров мы не смогли бы узнать, что происходило несколько веков назад. Естественно, есть много вымышленных элементов. Зато, твердо можно сказать, что в то время люди также могли фантазировать и придумывать разные небылицы. Возможно, без выдуманных богатырей, победивших целое войско и прочих выдуманных личностей, рассказы были бы не такими интересными.

Жизнь людей в то время была тесно связана с фольклором. До сих пор не ясно, для чего придумывалось все это творчество. Возможно для того, чтобы оставить потомкам память о себе.

Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе

Ответы на вопросы по биологии

Ихтиолог – это ученый – зоолог, исследователь мира рыб. Ихтиологи занимаются изучением рыб, живущих не только в естественных условиях, но и промысловые виды рыб. Во время изучения каждого вида ученый должен выяснить строение, жизнедеятельность

Брутальный мужчина – мечта любой женщины. Последнее время стало часто использоваться модное выражение – брутальный мужчина. Но не все знают, какой смысл скрывается в значении этой фразы.

Для того чтобы не погибнуть холодной зимой многие травоядные начинают есть кору деревьев. Больше всего из животных кору едят зайцы

Фольклор и древнерусская литература. Фольклор в литературе 18 века

В разных своих жанрах – календарно-обрядовой поэзии, эпическом творчестве (былины, сказки), несказочной прозе (предания, легенды), исторических и лирических песнях, малых жанрах (пословицы, поговорки, загадки) фольклор входит в русскую литературу.

Уже в древнерусской литературе ощущается тесная связь с фольклором. Фольклорные жанры многообразно входили в древнерусскую литературу. Исторические предания, героические сказания, песни о воинских походах нашли отражение в произведениях древнерусской литературы и ее образной системе. Образы многих литературных героев близки былинным. Они наделены богатырскими чертами, их величие гиперболизировано. Враги напоминают сказочных чудовищ, персонажей сказочных темных сил, врагов-великанов. Действия героев, их борьба с противниками близки по описанию былинным и сказочным героям. Русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович соотнесены с героями древней литературы: Никитой Кожемякой, Пересветом и Ослабя. Описание вражеской силы (движение несметных сил половцев) в «Слове о полку Игореве» напоминает изображение врага в былине «Илья и Соловей-разбойник» («у того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно»).

В народных сказках и произведениях древней литературы проявляется общность сюжетов (бой с двенадцатиголовым змеем Ивана, спасающего царевну, в сказке «Два Ивана – солдатских сына» повторяется в предании «Чудо Георгия со змеем»).

Для древнерусской литературы, как и для сказки, характерно перевоплощение-оборотничество героев, использование повторов, символов, иносказательной речи персонажей, перенесение в литературу из фольклора таких народно-поэтических элементов, как постоянные эпитеты (черна земля, зелена трава, сине море, борзый конь и т.п.). И в былине, и в литературе действие чаще всего происходит в Киеве. События, образы, природа в древней литературе напоминают фольклорные. Здесь также звери и птицы (вой волков и лай лисиц, клекот орлов, черные тучи, идущие с моря), народно-поэтические символы (кукушка, соловей). Женские образы в древней литературе – Ярославна, Ксения, княгиня Ольга, Феврония – близки к сказочным мудрым девам (Василиса Премудрая, Марья Моревна), песенному фольклору (Авдотья Рязаночка). И в древней литературе, и в сказке используются одинаковые изобразительные средства, олицетворяющие природу (светлое-пресветлое солнце, Днепр-Словутич, ветер-ветрило) и художественные элементы, в частности повтор. Сам жанр плача, столь характерный для древнерусской литературы, является фольклорным жанром.

В произведениях писателей XVIII века ощутима связь с фольклором, с разными его жанрами, зафиксированы связи с народной поэзией на уровне внешней стилизации фольклорных форм, фольклорного декора, отдельных элементов народной лирики. Отмечены и иные формы взаимодействия фольклора и литературы, обусловленные ориентацией на народные жанры: притча, анекдот, пословица, поговорка. Фольклор является источником сюжетов, тем литературных притч (А.П. Сумароков). Намеренно вводятся в поэтическую ткань произведения, в его художественную структуру пословицы и поговорки, отражающие живой разговорный язык и национальный колорит (А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов). Писатели опираются в своем творчестве и на поэтическую систему фольклора и отдельные его жанры для создания собственных жанров (А.П. Сумароков, В.Н. Майков), через фольклор как предмет этнографии освещаются этнопсихологические особенности народа, раскрываются его философские воззрения и нравственные идеалы.

Так, в произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» в художественный мир писателя входят плачи и причитания:

«В одной толпе старуха лет пятидесяти, держа за голову двадцатилетнего парня, вопила: – Любезное мое дитетко, на кого ты меня покидаешь? Кому ты поручаешь дом родительский? Поля наши порастут травою, мохом – наша хижина. Я, бедная, престарелая мать твоя, скитаться должна по миру. Кто согреет мою дряхлость от холода, кто укроет меня от зноя? Кто напоит меня и накормит? Да все то не столь сердцу тягостно: кто закроет мои очи при издыхании? Кто примет мое родительское благословение? Кто тело придаст общей нашей матери сырой земле? Кто придет воспомянуть меня над могилою? Не капнет на нее твоя горячая слеза; не будет мне отрады той. Подле старухи стояла девка уже взрослая. Она также вопила: – Прости, мой друг сердечный, прости, мое красное солнушко. Мне, твоей невесте нареченной, не будет больше утехи, ни веселья. Не позавидуют мне подруги мои. Не взойдет надо мною солнце для радости. Горевать ты меня покидаешь, ни вдовою, ни мужнею женою». 7

Как известно, в поэтике романтизма проявлялся устойчивый интерес к национальной художественной старине, разрабатывалась концепция национальной самобытности художественного творчества и проблема национального характера, понимавшегося как «выражение национального духа» в обычаях, нравах, поверьях, обрядах, идущих от старины и отражающихся в народном творчестве, а также рассматривалась проблема обогащения искусства национальными жанрами и формами в соответствии с народной поэзией. Романтики стремились воплотить в своих произведениях фольклорные поэтические формы, обратиться к содержательной эстетической стороне фольклора. Из элемента образной системы произведения фольклора превращались в основу поэтики романтических жанров, способствуя появлению новых жанровых разновидностей. В романтическом творчестве отразились и другие типологические черты, проливающие свет на особенности поэтики художественных произведений, в том числе и различное эстетическое бытование фольклорно-этнографических материалов. Отрицание действительного мира, стремление ко всему необычному, экзотическому, что выходит за пределы отвергаемой каждодневной реальности, – одна из типологических черт романтизма. Отсюда обращение писателей за пределы окружающей их реальной действительности. В одних случаях – к миру русской истории, героическим подвигам древности на основе художественной народной старины и интерпретация ее в духе своих эстетических концепций и идей в исторической повести. В других случаях – обращение к фольклору: к поверьям, преданиям, обычаям, являющимся источником особого рода представлений о «двоемирии9raquo; как параллельном, существующем наряду с окружающей человека действительностью сверхъестественном потустороннем мире, создании духа зла, вторгающегося в человеческую жизнь и оказывающего губительное влияние на судьбы людей, враждебного светлому миру, управляемому Богом. Воплощение этих представлений писателями-романтиками в их творчестве определяет характер фантастики и идейно-художественную сущность самого их творчества.

&#&658; Читайте также другие статьи раздела «Фольклор и литература»:

Все материалы, опубликованные на сайте в любом виде, являются объектами авторского и имущественного права.

Никакие материалы этого сайта не являются публичной офертой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: