Человек и общество в мастере и маргарита

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение удивительное. При всей своей злободневности и современности (писатель рисует быт и нравы Москвы 20-ых годов 20 века), оно говорит о вечном.

В романе рассматриваются важные философские вопросы, волновавшие людей на протяжении всего существования человечества. И то, что Булгаков помещает современную ему Москву в рамки библейского Ершелаима и потустороннего мира Добра и Зла, доказывает, что жизнь человеческая и человеческая природа вечны и неизменны. А значит, ответы на важные философские вопросы универсальны и правильны для любого времени.

Одной из значимых тем «Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем Ершелаиме и в современной ему Москве.

В «библейской» части романа данная проблема связана с образом Понтия Пилата. Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря. Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности.

Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана».

Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость.

В московских главах проблема человека и власти тесным образом связана с темой творчества. Мастер, главный герой романа, появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей.

Мастер – гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа на героя начались настоящие гонения в печати. Когда Мастер закончил свое произведение, он вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом. »

В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую.

Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.

Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, — и я не мог от этого отделаться, — что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. Он сам направляется в «дом скорби», где мы его и встречаем.

Итак, верхушка литераторов, «чиновники от литературы» подчиняются власти, то есть руководству страны. Они обязаны проводить их директивы в жизнь, иначе… Иначе – лагери или расстрел. Но эти чиновники являются властью для «рядовых» писателей, то есть истинных художников, творцов. Ведь именно от МАССОЛИТа зависело, увидит твое произведение свет или нет, сможешь ты дать жизнь своему детищу или оно навсегда останется лишь плодом твоего воображения.

Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Человек и власть в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению «Мастер и Маргарита»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Человек и общество в мастере и маргарита

«Мастер и Маргарита» — общечеловеческий роман

Этот роман одновременно и любят, и не понимают; считают не интересным или, наоборот, мистически завораживающим, вызывающим желание перечитывать еще и еще. Произведения, подобные роману «Мастер и Маргарита», по определению не могут оставить человека абсолютно равнодушным. Этот роман не имеет равных по глубине описания пороков и добродетели, страхов и любви в человеческом обществе. Роман переведен на множество языков, его цитируют все – от политиков до тренеров, ведущих мастер классы.

Мы не можем создать что-то абсолютно новое, чего никогда не существовало во Вселенной. Потому все персонажи романа Михаила Афанасьевича также имели прототипы, пусть и в отражении собирательных образов существовавших когда-то людей.

Самый яркий персонаж романа – Воланд, дьявол, сатана. Это полное олицетворение неосознанного, инстинктивного, потаенного. Это вечная борьба добра и зла, но не во Вселенной, а в самом человеке. Взращенные общественными правилами и религией, мы всю жизнь всячески стремимся подавить в себе свои животные инстинкты. Подсознательные желания влекут нас и в тоже время пугают. Это и есть Воланд, ужасный и привлекательный, пугающий и манящий.

В тоже время, он не является активным героем происходящих в романе действий. Он, скорее наблюдатель того, что происходит в мире, он играет людьми, их похотью, страхом, пороками и алчностью. Встреча с Воландом на каждого влияет по-разному. Иван Бездомный, желая подавить в себе подсознательное, сходит с ума. Берлиоз лишается головы, что символично указывает на стремления отделиться от животного, от инстинктов. А финдиректор «Варьете» Римский пожелал, чтобы его заперли в бронированной камере, что ясно указывает на стремление сбежать от собственных желаний.

Два не менее важных персонажа романа «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри символизируют не что иное, как два полюса одного человека. Пилат – олицетворение жестокого властителя, которого «Добрые люди» довели до полной душевной черствости и безучастности. Иешуа – это абсолютная, по-детски наивная, чистая любовь. Люди боятся абсолютной любви, а потому всячески стремятся ее «распять». Можно даже предположить, что Прокуратор Иудейский – это повзрослевший Иешуа, который в погоне за славой, карьерой и деньгами был просто напросто сломлен.

Модель «Иешуа-Пилат» применим не только к человеку, но и к цивилизации в общем, ее эволюции. Потому роман «Мастер и Маргарита» можно смело назвать общечеловеческим и космополитичным.

Мастер, по мнению многих, это списанный образ с самого Булгакова. Мастер – писатель, творческая личность, который в романе всей своей жизни борется с конфликтом любви и ненависти, жестокости и милосердия, зла и добра. Однако постоянная борьба приводит к полному опустошению и безразличию. И только закончив свой труд фразой «Ты свободен. Он ждет тебя», он освобождается сам, и получает такой долгожданный покой.

Маргарита – несчастная, не реализовавшая себя женщина. Она красива и сильна, но эмоционально пуста. Маргарита по неизвестным причинам бездетна. Возможно, из-за нежелания иметь детей от нелюбимого мужчины она сознательно подавила в себе материнский инстинкт. Однако любая женщина, пожелавшая не иметь детей, всю жизнь будет подсознательно себя корить и чувствовать постоянно гнетущую вину. Скорее всего по этой же причине на Балу она вымолила прощение у Воланда для Фриды, женщины, когда-то задушившей свое дитя голубым платком.

Встреча двух опустошенных людей дает новый всплеск эмоций и страсти. Ровно до тех пор, пока Мастер не дописал свой роман и пока Маргарита чувствовала свою значимость, поддерживая талант в своем мужчине. Такие взаимоотношения не могут дать всю полноту чувств, а потому Маргарита подталкивает Мастера к публикации романа и этим губит его. Не выдержав критики, он пытается уничтожить рукопись и сходит с ума. А эмоционально замкнутая женщина, как закрученная до предела пружина, может «выстрелить» в самом неожиданном направлении. Так образованная Маргарита становится ведьмой, сексуальной, свободной женщиной, которая знает и не скрывает свои желания.

Роман Михаила Булгакова, как многослойная утонченная лепка из самозастывающей глины или слоеный пирог. Здесь настолько много нюансов, что каждый раз перечитывая произведение, читатель находит что-то совершенно новое, видит привычные вещи в новом спектре, воспринимает историю под другим углом. О романе стоит писать не статью, а книгу, в которой можно лишь попытаться высветить все тонкости психологии и скрытой символики, в которых великий Мастер Булгаков постарался показать весь абсурд человеческого общества и проблему отдельно взятой личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: