Что ели на пиру у троекурова

19 сентября 2016 в 16:33

Год назад в одном из интервью театральный режиссер Максим Диденко признался: «Народный театр — вот направление, в котором хочется двигаться». По просьбе The Village журналист и театральный обозреватель Настя Николаева отправилась в особняк Спиридонова на премьеру «Черного русского» — нового иммерсивного спектакля-триллера Диденко по «Дубровскому», — чтобы понять, насколько близко театр может приблизиться к народу.

Драматург: Константин Федоров по мотивам романа А. С. Пушкина «Дубровский»

В ролях: Артем Ткаченко, Равшана Куркова, Владимир Дель, Владимир Кошевой, Илья Кипоренко, Андрей Ребенков, Юлия Лобода, Евгений Плиткин, Вано Миранян

Хореограф: Евгений Кулагин

Художник по костюмам: Евгения Панфилова

Художник по свету: Игорь Фомин

Звукорежиссер: Филипп Карецос

Видеохудожники: Илья Старилов, Олег Михайлов

Авторы идеи, креативные продюсеры: Елена Новикова, Дарья Золотухина

Красная дорожка с позолоченными ограждениями, люди в модных укороченных брюках ищут свои имена в списках и мимо охранника поднимаются по парадным ступенькам особняка в Малом Гнездниковском переулке. Сегодня это дом знатного русского барина Кирилы Троекурова, где разворачивается действие иммерсивной постановки Максима Диденко по «Дубровскому» Пушкина. В холле пахнет еловыми ветками, уложенными вдоль стен, а мы двигаемся дальше в сторону зеркала, закрепленного внутри вертикально стоящего гроба, чтобы надеть маску оленя, лисы или совы. Теперь все готово к спектаклю (но пока кажется, что к вечеринке) в этом мрачном доме, «где все сходят с ума».

Девушка в костюме инокини, раздающая маски, определила меня в совы. Это значит, что я иду по линии хозяина дома Кирилы Петровича, а не по линии Маши или Дубровского, на которые я тайно рассчитывала. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в продолжительных пирах и проказах, жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец» — пока гости собираются, я шатаюсь по первому этажу, размышляя, насколько далеко зайдут режиссер с актерами в заявленной иммерсивности. Будет ли забава, когда гостя запирают один на один в комнате с медведем, и выпустят ли нас вообще отсюда, а то ведь развеселенный пуншем хозяин вполне может приказать запереть ворота до утра. «Остерегайся мужчин в черном», — прерывает меня героиня, похожая на одну из трех девиц с пряжей из «Сказки о царе Салтане», и вкладывает мне в руку записку. Спустя несколько минут она повторит свое заклинание, вручив мне уже яблоко. «Оно, наверное, с ядом», — думаю я, но вовремя вспоминаю, что это из другой сказки. С этими запиской и яблоком как носителями тайного знания я буду ходить все полтора часа, что длится спектакль, с полной уверенностью, что что-то мне пригодится, чтобы отравить князя Верейского или хотя бы открыть какую-нибудь ветхую дверь.

Отсортированные на три вышеупомянутые группы, мы разбредаемся, ведомые актерами, по разным комнатам небольшого особняка, в дыму и под чьи-то громкие завывания. Разобрать, кто из героев кто, несложно, так что перечитывать роман перед просмотром не обязательно. Вот этот импозантный молодой человек, одетый на французский манер, видимо, Дубровский; этот барин лежит в ванне с девушками и ратует за христианские ценности — значит, Троекуров; а вот это Равшана Куркова — определенно, Маша. Действие развивается в том же порядке, что и у Пушкина, но строится не на привычных сценах с диалогами, а на крупных метафорических эпизодах, где актеры в основном танцуют и поют, но опять-таки не текст первоисточника, а, например, неофициальный национальный гимн из XVIII века «Гром победы, раздавайся!» или девичью народную песню «Прощание с красотой. Расплетание косы». Из-за музыки, в которой композитор Иван Кушнир смешал традиционные песнопения с минимал-техно и трип-хопом, меня не покидает ощущение затейливой костюмированной вечеринки. В какой-то момент нужная ассоциация находится: «Черный русский» — это отечественный Хеллоуин в черно-белых тонах с косами, босыми ногами и медведем, а также ходячими мертвецами в перьях, трусами с принтом американского флага и высокими шипованными каблуками. Стильный русский народный рейв.

В спектакле заняты более 30 актеров: по несколько Маш и Дубровских, четыре Лукерьи и две Дуни — полубезумные дочери из «Станционного смотрителя». Три героя с окровавленными лицами точат топор — это Архипы, деревенские мужики. И так далее. Все они, как уже было сказано, разыгрывают три разные сюжетные линии, так что посмотреть все вам не удастся, о чем заранее предупреждает программка. Мне, например, было обидно пропустить первую встречу Дубровского и Маши в беседке у ручья и то, что случилось с Шабашкиным, которого я кормила пельменями. Зато все остальные пропустили гарем Троекурова и его эти самые трапезные забавы — соревнования по поеданию без рук, когда актер, игравший Шабашкина, попросил покормить его черными пельменями, предварительно макая их в белоснежную сметану. Этот момент — верх иммерсивности спектакля. В дизайнерской трапезной, похожей на студию для съемок кулинарного шоу, лежат разогретые закуски, а повар черным ножом нарезает черную колбасу и угощает ею зрителей. И вот ты стоишь с этими пельменями, будто участвуешь в конкурсе на свадьбе, Троекуров орет: «Угощайтесь, гости!» — а гости кивают и жуют. Для пущей вовлеченности чуть поодаль стоят ряды стопочек. Я понюхала — водка. Мимо проходящая девушка в маске оленя не останавливаясь хлопнула одну. Мы двинулись дальше.

Дальше была сцена в хлеву с настоящими гусями, козленком и свиньей («Контактный зоопарк!» — радовались зрители), где пьяный Троекуров дрался с медведем под возгласы прислуги. Потом — танцы разбойников в лесу среди черных сосен. А потом мы оказались все вместе в большом зале на балу и после не разлучались.

Сюжет «Дубровского» незамысловат, и написан он просто и прямо, без особых изяществ. Анна Ахматова, считая эту незаконченную повесть Пушкина его единственной неудачей и стремлением заработать, говорила: «Это, в противуположность „Пиковой даме“, вещь без Тайны. А он не мог без Тайны. Она, одна она, влекла его неудержимо». В спектакле Диденко, который сам называет его «попыткой исследовать современное общество», эта тайна — как и, видимо, в жизни — не появляется.

Спустя более 180 лет «„Черный русский“ — человек неотесанный, дикий, некультурный» (как написано в пресс-релизе) никуда не делся и деться не может. Вместе с его пьяным угаром, склонностью к фатализму, тщеславием и жаждой подчинять. Пушкин, не стесняясь, вставил в самое начало романа длинное заключение суда между Троекуровым и Дубровским-отцом, объяснив это фразой «Полагая, что всякому приятно будет увидать один из способов, как на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право». Этот способ — подкупить судей и полицейских. Ничего нового быть не может. О какой тайне говорила Анна Андреевна?

Убирая дистанцию между актерами и зрителем и вовлекая всех в эти национальные игры, режиссер в очередной раз констатирует тот факт, что мы разучились молиться, потеряли всякий страх и не ведаем, что творим, а заодно напоминает, что некоторые и не умели этого делать никогда. «Черный русский» — это калейдоскоп из сцен русской праздной жизни с присущими ей смертными грехами и безумием. Как коктейль из водки с кофейным ликером: вкусно и красиво, но заканчивается ясно как. И если бы пара гостей в стремлении к пущей иммерсивности задержались у ряда стопочек и полезли бы в финале танцевать на огромный крутящийся стол, ну или как-нибудь иначе выказали свое хорошее настроение, спектакль стал бы заметно живее. Заявленная сумасшедшая атмосфера триллера должна, видимо, возникать из-за темного света, дыма и актеров, которые изредка многозначительно смотрят тебе в глаза или берут за руку. Но зрителям, видевшим другие спектакли-променады, или просто открытым новому, это вряд ли покажется чем-то удивительным или устрашающим. С ума никто не сошел, все просто развлеклись — жаль, фотографировать нельзя.

Наверное, будет некорректно отнести высказывание Диденко о народном театре к «Черному русскому»: это дорогая красивая постановка, участие в которой стоит 5 тысяч рублей. Но своей понятностью и внешним богатством она очень даже к народу близка — как любое театральное шоу со спецэффектами. Безусловно, оно найдет и уже нашло своего зрителя: билетов на премьерные показы давно нет, остальные раскуплены на две недели вперед. Однако фразы из описания о том, что «каждый видит свой собственный спектакль», что там «не принято держать себя в руках», как и то, что это первое мероприятие в этом жанре, звучат слишком громко. Почему мне стоит остерегаться мужчин в черном, я так и не поняла. Наоборот, они все время помогали всем понять, где встать, куда нельзя садиться, в какую сторону смотреть и так далее. Записка тоже еще не пригодилась, а уже раздаются выстрелы, и голос из громкоговорителя просит немедленно покинуть помещение.

«Приглашаем вас пройти ногами и прочувствовать сердцем неоконченное произведение А. С. Пушкина „Дубровский“», — написано на сайте спектакля. Пройти ногами — это да. А что нужно было почувствовать сердцем? Может, иронию — когда в конце, после пьянств, несчастных свадеб и перестрелок все актеры стали скандировать строки «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы»?

Читать на эту тему

На что живут актёры

Наше всё: Театры, в которые нужно идти за русской классикой

Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии 20-летних

Сколько стоит жизнь в Берлине

«Закрытая группа не спасает от полиции»: Как устроены новые подпольные вечеринки в Москве

Политолог Екатерина Шульман — о том, зачем идти на выборы

Первая полоса

Цифра дня: Сколько россиян поддерживают идею создания Putin Team

В акваторию Москвы-реки впервые выйдут спасательные катера-вездеходы

Еще на шести московских улицах установят уменьшенные дорожные знаки

Минюст планирует дать россиянам право подавать коллективные иски

Из крупных московских автобусов и трамваев уберут турникеты

Исследование: Где в России выгоднее всего сдавать квартиру

СКР проверяет сведения о скрытых камерах в кабинетах столичной медклиники

Итоги дня: Провидцы с РЕН ТВ, допинговые проблемы России и Центробанк против покупки денег

Минфин предложил сажать за ввоз и продажу санкционных продуктов

В Капотне откроют первый московский центр для принудительных работ

© 2017 The Village. Новости Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Люди, места, события. Использование материалов The Village разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам.

Дубровский

В своём поместье Покровское живёт богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своём желании женить детей.

Слушайте дома или в дороге.

Неожиданная размолвка ссорит друзей, а гордое и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга ещё сильнее. Самовластный и всесильный Троекуров, чтобы выместить раздражение, решает лишить Дубровского имения и приказывает заседателю Шабашкину отыскать «законный» путь к этому беззаконию. Судейские крючкотворы исполняют желание Троекурова, и Дубровского вызывают к земскому судье для решения дела.

В судейском заседании в присутствии тяжущихся читается решение, исполненное юридических казусов, согласно которому имение Дубровского Кистеневка переходит в собственность Троекурова, и с Дубровским случается припадок безумия.

Здоровье Дубровского ухудшается, и ходившая за ним крепостная старуха Егоровна пишет письмо в Петербург Владимиру Дубровскому с уведомлением о случившемся. Получив письмо, Владимир Дубровский исхлопатывает отпуск и едет домой. Дорогой кучер рассказывает ему об обстоятельствах дела. Дома он застаёт больного и одряхлевшего отца.

Андрей Гаврилович Дубровский медленно умирает. Мучимый совестью Троекуров едет мириться с Дубровским, которого при виде врага разбивает паралич. Владимир велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон, и в эту минуту умирает старый Дубровский.

После похорон Дубровского в Кистеневку приезжают судейские чиновники и исправник, чтобы ввести Троекурова в права владения. Крестьяне отказываются повиноваться и хотят расправиться с чиновниками. Дубровский останавливает их.

Ночью в доме Дубровский застаёт кузнеца Архипа, решившего убить приказных, и отговаривает его от этого намерения. Он решает покинуть имение и приказывает вывести всех людей, чтобы поджечь дом. Архипа он посылает отпереть двери, чтобы чиновники могли выйти из дома, но Архип нарушает приказ барина и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро уезжает со двора, а в занявшемся пожаре гибнут приказные.

На Дубровского ложится подозрение в поджоге и убийстве чиновников. Троекуров посылает донесение губернатору, и завязывается новое дело. Но тут другое событие отвлекает внимание всех от Дубровского: в губернии появились разбойники, которые грабили всех помещиков губернии, но не трогали лишь владения Троекурова. Все уверены, что предводитель разбойников — Дубровский.

Для своего внебрачного сына Саши Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа, на которого производит огромное впечатление красота семнадцатилетней Марьи Кириловны Троекуровой, но она не обращает никакого внимания на наёмного учителя. Дефоржа подвергают испытанию, вталкивая в комнату с голодным медведем (обычная шутка с гостями в доме Троекурова). Не растерявшийся учитель убивает зверя. Его решительность и смелость производят большое впечатление на Машу. Между ними происходит дружеское сближение, которое становится источником любви. В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени Антон Пафнутьич Спицын, признается, что он в своё время дал в суде ложные показания против Дубровского в пользу Кирилы Петровича. Одна дама сообщает, что неделю назад Дубровский обедал у неё, и рассказывает историю о том, что ее приказчик, посланный на почту с письмом и 2000 рублей для ее сына, гвардейского офицера, вернулся и сообщил, что его ограбил Дубровский, но был уличён во лжи человеком, приехавшим к ней в гости и назвавшимся бывшим сослуживцем ее покойного мужа. Вызванный приказчик рассказывает, что Дубровский действительно остановил его по дороге на почту, но, прочитав письмо матери к сыну, не стал грабить. Деньги отыскались в сундуке у приказчика. Дама считает, что человек, выдавший себя за друга ее мужа, был сам Дубровский. Но по ее описаниям у неё был человек лет 35, а Троекурову доподлинно известно, что Дубровскому 23 года. Этот факт подтверждает и новый исправник, обедающий у Троекурова.

Праздник в доме Троекурова завершается балом, на котором танцует и учитель. После ужина Антон Пафнутьич, имеющий при себе большую сумму денег, изъявляет желание ночевать в одной комнате с Дефоржем, так как он уже знает о храбрости француза и надеется на его защиту в случае нападения разбойников. Учитель отвечает согласием на просьбу Антона Пафнутьича. Ночью помещик чувствует, как кто-то пытается забрать у него деньги, спрятанные в мешке на груди. Открыв глаза, он видит, что над ним стоит Дефорж с пистолетом. Учитель сообщает Антону Пафнутьичу, что он Дубровский.

Каким же образом попал Дубровский в дом Троекурова под видом учителя? На почтовой станции встретил он едущего к Троекурову француза, дал ему 10 тысяч рублей, получив взамен бумаги учителя. С этими документами он приехал к Троекурову и поселился в доме, где все его полюбили и не подозревали, кто он такой на самом деле. Оказавшись в одной комнате с человеком, которого не без основания он мог считать своим врагом, Дубровский не удержался от искушения отомстить. Утром Спицын покидает дом Троекурова, ни словом не обмолвившись о ночном происшествии. Вскоре разъехались и остальные гости. Жизнь в Покровском течёт по-обыкновенному. Марья Кириловна чувствует любовь к Дефоржу и досадует на себя. Дефорж держится с ней почтительно, и это успокаивает ее гордость. Но однажды Дефорж украдкой передаёт ей записку, в которой просит о свидании. В назначенное время Маша приходит в условленное место, и Дефорж сообщает ей о том, что он вынужден скоро уехать, но перед этим должен сказать ей нечто важное. Неожиданно он открывает Маше, кто он такой на самом деле. Успокаивая испуганную Машу, он говорит, что простил ее отца. Что это именно она спасла Кирилу Петровича, что дом, в котором живёт Марья Кириловна, — священ для него. Во время признаний Дубровского раздаётся негромкий свист. Дубровский просит Машу дать ему обещание, что в случае несчастья она прибегнет к его помощи, и исчезает. Вернувшись в дом, Маша застаёт там тревогу, и отец сообщает ей, что Дефорж, по словам приехавшего исправника, не кто иной, как Дубровский. Исчезновение учителя подтверждает справедливость этих слов.

На следующее лето в своё поместье Арбатове, расположенное в 30 верстах от Покровского, возвращается из чужих краёв князь Верейский. Он наносит визит Троекурову, и Маша поражает его своей красотой. Троекуров с дочерью наносят ответный визит. Верейский устраивает им замечательный приём.

Маша сидит в своей комнате и вышивает. В открытое окно протягивается рука и кладёт ей на пяльцы письмо, но в это время Машу зовут к отцу. Она прячет письмо и идёт. У отца застаёт она Верейского, и Кирила Петрович сообщает ей, что князь сватается к ней. Маша замирает от неожиданности и бледнеет, но отец не обращает внимания на ее слезы.

В своей комнате Маша с ужасом думает о браке с Верейским и считает, что лучше выйти за Дубровского. Внезапно вспоминает она о письме и находит в нем только одну фразу: «Вечером в 10 часов на прежнем месте».

Во время ночного свидания Дубровский уговаривает Машу прибегнуть к его покровительству. Маша надеется тронуть сердце отца мольбами и просьбами. Но если он окажется неумолим и принудит ее к замужеству, она предлагает Дубровскому явиться за ней и обещает стать его женой. На прощание Дубровский даёт Маше кольцо и говорит, что, если случится беда, ей достаточно будет опустить кольцо в дупло указанного дерева, тогда он будет знать, что ему делать.

Готовится свадьба, и Маша решает действовать. Она пишет письмо Верейскому, умоляя его отказаться от ее руки. Но это даёт обратный результат. Узнав о письме Маши, Кирила Петрович в ярости назначает свадьбу на следующий день. Маша со слезами просит его не выдавать ее за Верейского, но Кирила Петрович неумолим, и тогда Маша заявляет, что прибегнет к защите Дубровского. Заперев Машу, Кирила Петрович удаляется, приказав не выпускать ее из комнаты.

На помощь Марье Кириловне приходит Саша. Маша поручает ему отнести кольцо в дупло. Саша исполняет ее поручение, но видящий это какой-то оборванный мальчишка пытается завладеть кольцом. Между мальчиками завязывается драка, на помощь Саше приходит садовник, и мальчишку ведут на барский двор. Внезапно они встречают Кирилу Петровича, и Саша под угрозами рассказывает ему о поручении, которое дала ему сестра. Кирила Петрович догадывается о сношениях Маши с Дубровским. Он велит запереть пойманного мальчика и посылает за исправником. Исправник и Троекуров о чем-то договариваются и отпускают мальчишку. Тот бежит в Кистеневку, а оттуда тайком пробирается в кистеневскую рощу.

В доме Троекурова идут приготовления к свадьбе. Машу везут в церковь, где ее ожидает жених. Начинается венчание. Надежды Маши нa появление Дубровского испаряются. Молодые едут в Арбатово, как вдруг на просёлочной дороге карету окружают вооружённые люди, и человек в полумаске отворяет дверцы. Он говорит Маше, что она свободна. Услышав, что это Дубровский, князь стреляет и ранит его. Князя хватают и намереваются убить, но Дубровский не велит трогать его. Дубровский вновь говорит Маше, что она свободна, но Маша отвечает, что уже поздно. Из-за боли и волнения Дубровский теряет сознание, и сообщники увозят его.

В лесу боевое укрепление разбойничьей шайки, за небольшим валом — несколько шалашей. Из одного шалаша выходит старуха и просит караульщика, поющего разбойничью песню, замолчать, потому что барин почивает. В шалаше лежит Дубровский. Внезапно в лагере возникает тревога. Разбойники под командой Дубровского занимают определённые каждому места. Прибежавшие караульщики сообщают, что в лесу солдаты. Завязывается сражение, в котором победа оказывается на стороне разбойников. Несколько дней спустя Дубровский собирает своих сподвижников и сообщает о своём намерении оставить их. Дубровский исчезает. Ходит слух, что он скрылся за границу.

Вопросы и комментарии

Что-то было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Не нашли пересказа нужной книги? Отправьте заявку на её пересказ. В первую очередь мы пересказываем те книги, которые просят наши читатели.

Перескажите свою любимую книгу

В «Народном Брифли» мы вместе пересказываем книги. Каждый может внести свой вклад. Цель — все произведения мира в кратком изложении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: