Цор

Цифровых образовательных ресурсов

Новости

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

Цифровых образовательных ресурсов

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.

Цифровые образовательные ресурсы

В 2006–2007 учебном году продолжается работа по разработке, апробации и использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов) в преподавании биологии в образовательных учреждениях области. Для более успешной разработки и использования комплектов ЦОРов в образовательном процессе учителям биологии необходимо познакомиться с требованиями, предъявляемыми к ЦОРам, их типологией и содержанием.

Цифровые образовательные ресурсы — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные ЦОРы должны:

соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам в Челябинской области;

¦ ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

¦ обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

¦ предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

¦ обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

¦ содержать варианты учебного планирования , предполагающего модульную структуру;

¦ основываться на достоверных материалах;

¦ превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

¦ полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

¦ обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

¦ обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

¦ иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

¦ иметь удобный интерфейс.

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

— представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

— дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

— основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

АДАЧИ КОМПЛЕКТА ЦОРов:

Основными задачами комплекта ЦОРов являются:

>помощь учителю при подготовке к уроку:

— компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

— большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

— эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;

— подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

— подготовка творческих заданий;

— подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

— обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

>помощь при проведении урока:

— демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

— использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

— компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

— индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

>помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

— повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

— автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

— большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

— возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

— развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

— помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

— приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

Содержание комплекта ЦОРов:

¦ Блок получения информации: научно–популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника (всюду – с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, анимации и прочие мультимедиа–компоненты, мультимедийные уроки–презентации.

¦ Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты.

¦ Виртуальная лаборатория: интерактивные модели, интерактивные анимации, виртуальная лаборатория;

¦ Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет–ссылки с аннотациями.

¦ Словарь терминов, определений, законов.

¦ Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности.

Все объекты будут организованы в соответствии с поурочным планированием к УМК, основанным, в свою очередь, на списке параграфов учебника.

Типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов).

В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки:

¦ интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;

¦ демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагметы;

¦ тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;

¦ материалы для учителя – презентации и уроки .

Контрольные задания и вопросы для самопроверки являются интерактивными компонентами, позволяющими проверить знания учащегося. В набор ЦОРов к учебнику входят задания шести типов:

— выбор одного варианта ответа из нескольких;

— выбор нескольких вариантов ответа;

— ввод слова или фразы;

— указание на рисунке нужного объекта ( point – n – click );

— перетаскивание объектов и их наложение друг на друга ( drag – n – drop );

— комбинированный ответ (несколько различных типов в одной задаче).

В большинстве типов задач компьютер автоматически проверяет ответ. В случае неправильного ответа может быть выдан комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос. Текст подсказки зависит от того, какой ответ выбрал учащийся.

Контрольные задания и задания для самопроверки могут использоваться на разных этапах учебного процесса для контроля и самоконтроля учащихся в процессе изучения тем курса, для обеспечения обратной связи. Приведем некоторые примеры использования ЦОРов с заданиями:

— во время объяснения нового материала решение задачи и обсуждение правильных и неправильных подходов решения;

— закрепление учебного материала: выполнение 2 – 3 заданий за 5 – 10 минут;

— домашнее задание или самостоятельное выполнение заданий учащимися в классе по выбору учителя;

— подготовка к тематическому контролю.

Контрольные, самостоятельные работы и тесты представляют собой подобранную последовательность из 5–10 вопросов и задач различных типов по темам набора ЦОРов. Учащийся может отвечать на вопросы последовательно или «перескакивать» с задания на задание. В специальном окне отмечается количество пройденных заданий и количество правильных ответов (оценка в процентах от максимального балла по данной работе). Эти интерактивные компоненты позволяют учащимся организовать самоаттестацию, то есть проверить свои знания без участия преподавателя.

Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество, особенно в классах базового уровня, где наблюдается дефицит учебного времени и школьникам свойственно «гуманитарно–визуальное» восприятие содержания биологического образования. Образы явлений, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.

Компьютерные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В качестве примера приведем три вида уроков с использованием компьютерных моделей.

¦ Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой

Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случаев приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Учитель может сознательно побуждать учащихся к подобной деятельности, не опасаясь, что ему придется решать «ворох» придуманных учащимися задач, на что обычно не хватает времени. Более того, составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания.

Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более что многие модели позволяют провести такое исследование буквально за считанные минуты. Конечно, учитель формулирует темы исследований, а также помогает учащимся на этапах планирования и проведения экспериментов.

¦ Урок -компьютерная лабораторная работа

Для проведения такого урока необходимо, прежде всего, разработать соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ. Задания в бланках работ следует расположить по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера. При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчётные задачи учащимся рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного ответа.

Отметим, что задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении биологии и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине уроки последних двух типов особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Ведь эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера результата. Учитель в таких условиях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

В наборе ЦОРов демонстрационная графика представлена схемами, графиками, рисунками и фотографиями, портретами ученых. Графические объекты являются не просто аналогами традиционных иллюстраций учебников, они дополняют, дидактически обогащают материал, формируют правильные представления об изучаемых объектах.

«Тексты» представляют собой иллюстрированные тексты в цифровой форме, предназначенные, прежде всего, для повторения материала учебника. Электронная форма значительно облегчает поиск информации в тексте. Это краткие конспекты учебника, формулировки законов, биографии ученых. Текстовые объекты могут быть органически включены во все формы и методы обучения и использоваться на разных этапах учебного процесса как учителями, так и учащимися.

Тексты со звуковым комментарием могут быть эффективны для домашнего повторения школьниками материала урока. Их можно использовать и как компоненты лекций, презентаций во время объяснения нового материала. Тексты со звуковым комментарием могут быть полезны для детей с ограниченными физическими способностями.

Помимо самостоятельных цифровых ресурсов в наборе представлены уже готовые презентации и уроки, которые окажут учителю методическую поддержку в проведении занятий.

Тематические презентации в формате Power Point Show состоят из 10–15 слайдов каждая, предназначены для объяснения теоретические материала на уроках и могут воспроизводиться даже на компьютере, на котором не установлен Microsoft Power Point . Презентации включают графику, интерактивные компоненты, текстовые объекты по теме.

Учителем презентация может использоваться в качестве одной из форм чтения лекции. Эффектный показ презентации сопровождается объяснениями, комментариями учителя: он может приостановить показ «слайдов», более подробно остановиться на важном материале, не показывать все «слайды» сразу и т.д. Такая форма проведения урока–лекции более эффективна, так как дает возможность заинтересовать учащихся темой, заинтриговать, заставить думать, учит делать выводы.

Урок представляет собой HTML –страницу с последовательностью объектов в порядке занятия, которые учитель будет демонстрировать в классе, с указанием примерного времени работы. В уроке также представлено описание модели урока: цели, задачи, межпредметные связи, домашние задания и т.п. Готовые уроки будут составлять «багаж» учителя и облегчать ему подготовку к уроку и объяснения нового материала.

Формы и методы организации учебного процесса с использованием ЦОРов

Комплект ЦОРов дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами в зависимости от оснащения школьного кабинета:

один компьютер + проектор на класс:

— демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме;

— демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);

— «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;

— использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОРов презентацию);

два ученика — один компьютер:

— фронтальные лабораторные работы;

— групповое исследовательское задание;

— групповое творческое задание;

— интерактивное обучение способам решения задач;

один ученик — один компьютер:

— виртуальный лабораторный практикум;

— индивидуальное исследовательское задание;

— индивидуальное творческое задание;

— интерактивное обучение способам решения задач;

Предлагается также возможным использование комплекта ЦОРов учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольной работы).

Для аттестации учащихся можно использовать как традиционную форму (с использованием подготовленных при помощи комплекта ЦОРов контрольных работ и тестов), так и интерактивную компьютерную форму (при наличии достаточного количества компьютеров в классе).

Учитель может также чередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть учащихся решают сложные задания, оцениваемые вручную на бумаге, а остальные в это время проходят компьютерный тест. Затем учащиеся меняются местами). Большой объем вопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся.

Комплект ЦОРов полезен не только для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих задач учащимися – те же самые образовательные объекты, выполненные на основе простых по структуре объектов набора. Они могут быть сохранены в «портфеле» учащихся в школьном образовательном пространстве, пересланы учителю для проверки на его личный компьютер.

Методика использования программных продуктов и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяется теми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решить в рамках различных типов уроков учебного предмета «Биология». Следует отметить, что решение совокупности педагогических задач возможно лишь при комплексном использовании различных видов программных средств. Различные типы уроков биологии предполагают и различные модели использования компьютерной техники в образовательном процессе (демонстрационный компьютер, компьютерный класс, медиацентр (медиатека) общеобразовательного учреждения).

При проведении уроков–лекций может использоваться демонстрационный компьютер.

Требования к оборудованию и персоналу

Для полноценной работы с комплектами ЦОРов необходимо иметь один или несколько компьютерных классов на 10–15 человек (подключенный к школьной сети и Интернет), проектор. Желательно также наличие сканера и принтера, цифровой фотокамеры и видеокамеры. При отсутствии этой техники можно обойтись связкой компьютер + проектор, а фото- и видеокамеру с успехом заменит мобильный телефон. Назначение основных технических устройств:

— сервер и локальная сеть – организация единого школьного пространства;

— компьютер – основной инструмент учителя или учащегося, средство демонстрации образовательных объектов и интерактивной работы с ними;

— проектор и экран – средство демонстрации образовательных объектов различной природы в аудитории;

— сканер (в комплекте с программой распознавания символов) – средство ввода учителем или учащимся бумажных документов, отсутствующих в базе данных;

— цифровые фото- и видеокамера – средства записи и ввода учителем или учащимся результатов своей работы (например, отснятых опытов).

На персональном компьютере должна быть установлена операционная система Windows 98 SE / Me /2000/ XP c Microsoft Internet Explorer и стандартными плагинами (стандартными видеокодеками, Macromedia Flash Player 7 и т.п.). Все необходимые для работы программы плагины будут поставляться дополнительно на CD c ЦОРами. Желательно (но не обязательно) наличие офисных продуктов ( MS Word , MS Power Point , MS Excel и т.п.), графических редакторов и других прикладных программ. От преподавателя для эффективного использования ЦОРов требуется навык работы в операционной системе Windows с основными прикладными программами, а также опыт работы с Интернет–сайтами. В приложении 1 представлен обзор Интернет–ресурсов по содержанию биологического образования. Как показывает практика, большинство пользователей, имевших опыт работы с персональными компьютерами, первым делом получают именно эти навыки; соответственно, все они без особых проблем смогут работать с входящими в ЦОРах объектами.

В 2003 – 2006 гг. было создано и апробировано значительное количество ЦОР по биологии, как на федеральном, так и на региональном уровне. В образовательном процессе учителям биологии рекомендуется использовать следующие комплекты ЦОР:

  1. Биология. Лабораторный практикум. 6–11 класс. (2 CD ), 2004.
  2. Репетитор по биологии. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», 2004
  3. Пробный ЦОР Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология 6 класс, 2005
  4. Пробный ЦОР Викторов В.А., Никишов А.И. Биология 6 класс, 2005
  5. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Полный набор тренажеров. Дрофа, 2005
  6. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6 – 9 класс, 2003
  7. Калюжная Т.В., Живухина Е.А., Загоскина Н.В. Биотехнология, 2003
  8. Экология 10–11 класс, (2 CD ), 2004
  9. Биология. Под редакцией Мамонтова Д.И., Маталина А.В., 2005
  10. Биология 10-11 класс. Под редакцией Ахлебинина А.К., Дрофа, 2005
  11. Природоведение. 5 класс, Дрофа 2004
  12. Биология. Репетитор 1- С, 2003.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector