Итоговое сочинение по литературе 2018

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

А также Методические материалы в помощь выпускникам и учителям:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

© 2004-2017 Федеральный институт педагогических измерений.

Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году

Зимой каждого года одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Его называют «декабрьским», «выпускным» и просто «сочинением по литературе». Но речь об одном задании. Сочинение обязательно для всех. Его оценивают учителя школы, где учится автор, и независимые эксперты по принципу «зачет/незачет».

Положительная оценка дает возможность сдать выпускные экзамены и получить аттестат, а получивший «незачет» переписывает работу весной. В 2016 году 98% учащихся справились с заданием с первого раза. Итоговое сочинение учитывается при поступлении на гуманитарные специальности. Это полноценный экзамен, который требует серьезной подготовки. Неудивительно, что Минобрнауки не собирается отменять его по меньшей мере до 2019 года.

Ориентировочно сочинение 2017-2018 уч. года ожидает вас в начале декабря

Время и правила проведения

Дата и время написания выпускного сочинения в 2018 году неизвестны. Обычно экзамен проходит в начале декабря, пересдачи – в начале февраля и мая. В это время пишут сочинение те, кто получил «незачет», пропустил или не закончил экзамен из-за болезни или по другой причине. На работу отводится 3 часа 55 минут. Желательное количество слов в тексте – 350. Учащийся может использовать орфографический словарь. Результаты оглашаются в школах.

Зачем писать сочинение?

Задача экзамена – оценить навыки школьника по таким направлениям:

  1. Умение придерживаться одной темы при размышлениях.
  2. Применение правил культуры речи.
  3. Способность обосновать свое мнение.
  4. Знание произведений русской и мировой литературы.

В первую очередь, сочинение показывает уровень культуры речи автора, умение ясно излагать мысли, начитанность и способность анализировать произведения.

Темы итогового сочинения

Темы работ меняются ежегодно и публикуются незадолго до экзамена. Как правило, ученики рассуждают о «вечном»: семье, любви, честности, патриотизме, творчестве… В 2016-2017 учебном году каждое направление представляло собой два противоположных понятия: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие».

Внутри каждого из них формулировались конкретные темы, которые получали школьники во время экзамена. Например, направлению «Честь и бесчестие» соответствовала тема «Какой поступок можно назвать бесчестным?». Эти темы отличались по часовым поясам. Кроме того, для каждого направления ФИПИ составлял список рекомендованных книг.

При подготовке нужно изучить произведения, рекомендованные ФИПИ

  1. «Соответствие теме». Относится к содержанию работы. Автор должен найти способ раскрытия темы: ответить на вопрос, сформулированный в заголовке, или выразить собственное мнение по теме. «Незачет» ставится, если работа не отвечает теме или экзаменатору непонятна идея сочинения.
  2. «Аргументация». Проверяется способность школьника обосновать свою позицию, используя примеры из литературы: художественных произведений, биографий, публицистики. Для получения «зачета» ученик должен рассмотреть минимум одну книгу зарубежного или русского автора с привязкой к теме сочинения. Автор может рассуждать об отдельном аспекте произведения (мотиве, событии или персонаже) или о книге в целом. «Незачет» ставится, если школьник не использует примеры из литературы, упоминает название книги, но не анализирует содержание, перекручивает идею или сюжет произведения.
  3. «Композиция и логика рассуждения». Оценивается умение школьника излагать мысли четко и последовательно. Важно, чтобы каждое утверждение подтверждал аргумент. «Незачет» получают работы с ошибками в логике изложения или вообще без аргументации.
  4. «Качество речи». Относится к речевому оформлению работы: богатству словарного запаса и разнообразию синтаксических конструкций в сочинении, правильному использованию терминов, отсутствию клише. «Незачет» ставится, если речевые ошибки не дают понять содержание текста.
  5. «Грамотность». Оценивается владение нормами орфографии, грамматики и пунктуации. Если автор допускает больше 5 ошибок любого вида на 100 слов (около 15 на всю работу), он получает «незачет».

Критерии 1 и 2, «Соответствие теме» и «Аргументация», – главные. Если по одному из них выпускник получил «незачет», работу дальше не проверяют, а школьник получает «незачет» за все сочинение. То же происходит, когда количество слов в тексте меньше 250, включая служебные, или его признают списанным. Чтобы получить «зачет» по сочинению, нужно набрать «зачеты» по первым двум и еще одному критерию.

Как подготовиться к выпускному сочинению?

Возьмитесь за это до того, как появятся тематические направления экзамена. Ознакомьтесь с требованиями, темами и работами прошлых лет. Вы поймете их структуру и особенности. Засеките 3 часа 55 минут и напишите пробную работу по одной из тем. Оцените, хватило ли вам времени или нужно действовать быстрее.

Списанное или слишком короткое сочинение грозит вам «незачетом»!

Не зацикливайтесь на старых темах: Минобразования не станет повторяться. Когда новые тематические блоки появятся, не обязательно готовиться по каждому из них. Достаточно выбрать один-два, познакомиться с предложенной литературой и найти афоризмы известных людей, которые можно включить в сочинение. В любом случае, вы найдете близкую тему в заданиях.

Как написать итоговое сочинение на лучший балл?

Сначала набросайте тезисный план работы на черновике. Хорошо обдумайте идею, то есть главный посыл работы. Она должна быть ясной и конкретной. Затем сформулируйте два-три утверждения-тезиса, которые подтверждают идею. Возьмем тему «Какой поступок можно назвать бесчестным?». Главная идея сочинения может звучать как: «Бесчестный поступок – это тот, который нарушает нравственные нормы». Тезисы можно сформулировать так:

  1. Человек, совершивший бесчестный поступок, – эгоист.
  2. Он пренебрегает общепринятой моралью.
  3. Человек, который не может пожертвовать жизнью ради доброго имени, труслив и бесчестен.

Задумайтесь, как можно опровергнуть вашу точку зрения, и, по возможности, введите контраргументы. Например, «Общественная мораль бывает жестокой и несправедливой».

Подкрепите тезисы примерами из литературы. Вы должны не только вспомнить название книги, где поднималась нужная тема, но и проанализировать ситуацию. Выбирайте яркие эпизоды известных произведений. Не пересказывайте события, а давайте им оценку. Можете вставить одну-две цитаты. Но не переборщите с чужими мыслями, ваша цель – изложить собственные.

Мало написать свои мысли – нужно подкрепить их примерами из литературы

Составив план, напишите сочинение на черновике. Следуйте простой структуре:

  1. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
  2. «Мостик» к основной части (20-30 слов). Укажите, что тема работы отражена во многих литературных произведениях.
  3. Основная часть (200-250 слов). Приведите один-два аргумента из литературы по такой схеме:
  • укажите название произведения и автора («Тема поднимается в романе…»);
  • вспомните конкретные ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие вашу идею;
  • дайте оценку приведенным примерам;
  • подведите промежуточные итоги;
  • сделайте «мостик» к следующему аргументу («Тема также отражена в повести…»).
  1. Вывод (60-70 слов). Начните с вводной конструкции («Подводя итог…», «Так что же значит. ») и еще раз сформулируйте свою идею.

Не увлекайтесь сложными грамматическими конструкциями и «умными» словами. Вы рискуете перенервничать на экзамене и допустить ошибку. Советуем чередовать простые и сложные предложения, а также использовать сложную лексику, только если вы точно уверены в правописании.

Перечитайте черновик, поищите стилистические и грамматические ошибки. Уделите внимание началу и концовке, в которых заключена главная мысль сочинения. Эти части текста производят наибольшее впечатление на читателя, в нашем случае – проверяющего. Вернитесь к ним, когда закончите черновик, и еще раз обдумайте свою идею. Возможно, вы уточните написанное. Перенесите текст на чистовик, проверьте на ошибки и сдайте.

Используйте черновик, чтобы систематизировать свои мысли

Кто может отказаться от сочинения в пользу изложения?

  1. Школьники с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью.
  2. Учащиеся закрытых учебно-воспитательных учреждений и учреждений, где отбывают наказание в виде лишения свободы.
  3. Учащиеся на дому или в санаторно-курортных и учреждениях, где проходят лечение или реабилитацию.

Учитывают ли сочинение при поступлении?

Абитуриенты гуманитарных ВУЗов предоставляют сочинение с остальными документами. Преподаватели университета оценивают работу по шкале от 0 до 10. Баллы прибавляются к результатам ЕГЭ и влияют на место автора в рейтинге. Работу можно подать в течение 4 лет после её выполнения (если вы писали сочинение в 2016, а поступаете в 2018, оно будет действительным).

Ориентировочные критерии публикуются на сайте ФИПИ. Сейчас можно увидеть требования за прошлый год, обновления появятся ближе к экзамену. Критерии для университетов отличаются от школьных. Их десять:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация (примеры из литературы).
  3. Композиция (последовательность рассуждений и пропорциональность частей текста).
  4. Качество речи (ясность изложения, разнообразие лексики и грамматических конструкций).
  5. Оригинальность (творческий подход к работе, нестандартность стиля).
  6. Речевые нормы.
  7. Орфографические нормы.
  8. Пунктуационные нормы.
  9. Грамматические нормы.
  10. Точность фактов.

Хорошее сочинение добавит вам от 0 до 10 баллов при поступлении в ВУЗ!

По каждому критерию ставится оценка – «0», «1» или «2». Если по одному из первых двух пунктов абитуриент получает «0», оценка переносится на всю работу. Максимум за всю работу – 20 баллов, которые переводятся в десятибалльную систему по специальной шкале. ФИПИ дает лишь рекомендации для ВУЗов. Университеты могут оценивать работы по собственной схеме.

Каникулы в 2017-2018 учебном году в Беларуси

Университетские субботы 2017-2018

Во сколько ВУЗов можно подать документы в 2018 году?

ГВЭ-2018 для 11 класса

К лицам, которые могут сдавать экзаменацию в форме ГВЭ, относятся те, кто обладает ограниченными возможностями …

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector