Сочинение что я знаю о словосочетаниях

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемГеннадий Михалкин

Презентация на тему: » Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли вводные слова?»» — Транскрипт:

1 Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли вводные слова?»

2 Значения вводных слов 1.Различная степень уверенности 2.Выражение эмоций 3.Источник информации 4.Упорядочение мыслей и указание их связи между собой. 5.Оформление мысли 6.Обращение говорящего к собеседнику, привлечение внимания

3 Вводные слова со значением различной степени уверенности Большая степень уверенности КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ОЧЕВИДНО, ПОДЛИННО Меньшая степень уверенности КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ. ВИДИМО, МОЖЕТ БЫТЬ, НАВЕРНОЕ, ДОЛЖНО БЫТЬ, ПО-ВИДИМОМУ, НАДЕЮСЬ, ПОЛАГАЮ

4 Вводные слова могут также передавать чувства и отношение говорящего к тому, о чем он сообщает. К СЧАСТЬЮ, К НЕОПИСУЕМОМУ ВОСТОРГУ, К РАДОСТИ, УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО К НЕСЧАСТЬЮ, К СОЖАЛЕНИЮ, К ОГОРЧЕНИЮ, К ПРИСКОРБИЮ, К ДОСАДЕ, К УЖАСУ, НА БЕДУ

5 Вводные слова указывают на источник информации, которую сообщает говорящий. ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ ПО-МОЕМУ, ПО-ВАШЕМУ, ПЕРЕДАЮТ, ПО-ТВОЕМУ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ПОМНИТСЯ, ПО СВЕДЕНИЯМ

6 Вводные слова используются также для упорядочения мыслей и указания их связи между собой. ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ, ВПРОЧЕМ, ДАЛЕЕ, МЕЖДУ ПРОЧИМ, В ОБЩЕМ, КРОМЕ ТОГО, СТАЛО БЫТЬ, ГЛАВНОЕ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, КСТАТИ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

7 Вводные слова указывают на способ оформления мыслей. ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ, ИНЫМИ СЛОВАМИ, КОРОТКО ГОВОРЯ, ЕСЛИ МОЖНО ТАК СКАЗАТЬ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ

8 Вводные слова, служащие для привлечения внимания собеседника: ЗНАЕШЬ (ЗНАЕТЕ), ПОНИМАЕШЬ (ПОНИМАЕТЕ), ПОСЛУШАЙ (ПОСЛУШАЙТЕ), ВИДИШЬ (ВИДИТЕ) ПОЙМИ (ПОЙМИТЕ), ПОВЕРЬТЕ, СОГЛАСИТЕСЬ, ВООБРАЗИТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПРОСТИТЕ

9 Значения вводных слов 1.Различная степень уверенности 2.Выражение эмоций 3.Источник информации 4.Упорядочение мыслей и указание их связи между собой. 5.Оформление мысли 6.Обращение говорящего к собеседнику, привлечение внимания

10 Сочинение-рассуждение ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (ТЕЗИС) Я полагаю, по моему мнению, на мой взгляд 1 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО2 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Во-первыхВо-вторых ПРИМЕР Например Наконец ВЫВОД Итак, таким образом, следовательно

11 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему « Нужны ли вводные слова?» Значения вводных конструкций Различная степень уверенности Выражение эмоций Источник информации Упорядочение мыслей и указание их связи между собой. Оформление мысли Обращение говорящего к собеседнику, привлечение внимания Основная мысль (Тезис) Я полагаю, по моему мнению, на мой взгляд 1-ое доказательство 2-ое доказательство Во-первых Во-вторых ПРИМЕР Например Наконец ВЫВОД Итак, таким образом, следовательно

Вводные конструкции 8 класс. Оглавление Обращение Вводные конструкции.

Пример задания А 21: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые ? Язык поэзии (1) как известно.

Значения вводных конструкций ЭТО НАДО ПОМНИТЬ.

Тема урока: Группы вводных слов по значению Урок русского языка в 8 классе Учитель: Стрекозина Т.А. КГУ «Чистопольская средняя школа»

Тема урока: Вводные слова.. Вводными называются слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает свое отношение к высказыванию.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ Вводные слова Вводные словосочетания Вводные предложения Вставные конструкции.

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ СИНТАКСИС. СОДЕРЖАНИЕ Водные слова 1 Вставные конструкции 2.

А21 Вводные слова Отличайте вводные слова от членов предложения. Море казалось черным. Сегодня, кажется, будет дождь.

Двенадцатое февраля. Классная работа.. Вводные конструкции : Какие вы знаете вводные конструкции ?

В ВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми: К ужасу хозяйки, гости явились раньше времени. На первом этаже, вероятно,

Обращение и вводные конструкции Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» Кириленко.

Вводные слова и предложения. . Вводные слова – это специальные слова или словосочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к сообщению,

Дождь! Лей сильней, чтобы было веселей! Посмотри по сторонам: Кто шагает в гости к нам? Не знаем? Вот такой большой, огромный……

= Вводные слова и предложения. Знакомство с вводными словами и их признаками.

Вводные слова – слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение. Выделяются запятыми (как и слова ДА, НЕТ), не являются членами предложения.

Вводные конструкции Вводные конструкции Быть может, вся природа- Мозаика цветов? Быть может, вся природа- Различность голосов? Быть может, вся природа-

Проверь свои знания! Знаки препинания при обособленных членах предложения.

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ В 9 КЛАССЕ Вводные слова и обращения.

Урок русского языка в 8 классе Предложения с вводными конструкциями урок-исследование Учитель русского языка и Литературы МОУ «СОШ 1» г.Бузулука Колесникович.

Кузнецова Ольга Вениаминовна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Б.Глушица.

Еще похожие презентации в нашем архиве:

MyShared.ru — крупнейшая база готовых презентаций с возможностью предпросмотра. Загружай и скачивай презентации бесплатно!

Значения вводных конструкций ЭТО НАДО ПОМНИТЬ.

Вводный урок "Слово о русском языке". 10-й класс

Цели: развивать языковой вкус, совершенствовать функциональную грамотность и формировать коммуникативные умения и навыки.

I. Вводная часть

Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении

такого-то слова, такого-то оборота,

но в чувстве соразмерности и сообразности.

Родному языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда читаем, слушаем, говорим, пишем… Наша повседневная жизнь неразрывно связана с общением, а значит – с языком, с речевой деятельностью.

В 5-9 классах о языке было изучено, казалось бы, все. Зачем же изучать русский язык в старших классах? Но только теперь, когда вы усвоили “обязательный минимум” (минимум!) содержания образовательных программ по русскому языку, возникает возможность обобщить, систематизировать изученное. Вы сможете увидеть, что в языке все взаимосвязано, все взаимодействует, почувствовать гармонию, красоту системы языка.

Русский язык в старших классах — это особый этап школьного курса русского языка.

Наши занятия — это прежде всего практический курс, направленный на совершенствование речи как письменной, так и устной.

Наша задача — научиться наблюдать, анализировать, исследовать, запоминать тексты мастеров слова разных стилей, создавать свои. В связи с этим мы будем проводить уроки- исследования, уроки – семинары, уроки – практикумы, работать над сочинениями, изложениями, докладами, рефератами, устными сообщениями. Все это нам поможет совершенствовать знания, умения и навыки в области родного языка.

Успешность занятий языком определяют не только знания, но и чувство языка, языковой вкус, любовь к слову. Обратите внимание на слова Пушкина, написанные на доске. Именно “чувство соразмерности и сообразности” помогает нам как при восприятии текста, так и при создании высказывания.

II. Практическая работа

1. Продолжите начало текста несколькими предложениями.

а) Что такое язык… для чего дано слово?

б) Чтобы усвоить язык, надо…

2. Выразительно прочитайте текст и сравните свои мысли с мыслями из книги

Ф.М. Достоевского “Дневник писателя”

“…Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу тебе то, что хочу сказать, тем глубже я скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее…

Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль.

Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение “ обучиться языку” особенно идет к нам, русским…

Чтобы усвоить русский язык, надо уже в школе непременно, заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен – из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка,- и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть.

Какой совет дает Достоевский тем, кто хочет хорошо усвоить русский язык?

Объясните значение выделенного слова.

Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: “… Язык – народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!”?

  • сделайте синтаксический разбор данного предложения.
  • запишите высказывание Достоевского, используя различные способы цитирования.

III. Язык и его свойства.

-Как вы считаете, когда появился язык? (с появлением человека как мыслящего существа и с формированием общества)

-Каковы функции языка?

а) средство общения (коммуникативная);

б) средство сознания, т.е.участвует в формировании мышления (познавательная, или когнитивная);

в) средство накопления, хранения и передачи опыта и знаний общества (аккумулятивная);

г) средство выражения чувства и эмоций (эмоциональная );

д) средство воздействия (волюнтативная)

— Какая из функций, по-вашему, самая древняя и какая наиважнейшая? Мотивируйте свой ответ.

Запишите стихотворение А.Ахматовой, подчеркните грамматические основы предложений.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.

— какое слово в тексте является ключевым?

— какие контекстуальные синонимы и антонимы употребляются в тексте? Как они помогают определить тему, главную мысль текста?

— выучите наизусть стихотворение, подготовьтесь к выразительному чтению.

IV. Лингвистический анализ слова “язык”

  • звуковая оболочка;
  • слоги (первый открытый, второй закрытый);
  • буквы, звуки.
  • чтение словарной статьи словаря Ожегова;
  • замените синонимами слово “язык” в выражениях и словосочетаниях:
  1. Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
  2. Суконный язык.
  3. Язык этого документа слишком витиеват.
  4. Лектор начал говорить научным языком, а затем перешел на разговорный.
  5. Канцелярский язык
  6. Безграмотный язык.
  7. Убогий язык.
  8. Он удачно пародировал язык местных поэтов.
  9. Язык Гоголя своеобразен.

Вывод: Слово “язык” образует два синонимических ряда. В значении “средство общения” оно синонимично слову “речь”, а в значении “способ, манера словесного выражения”- слову “стиль”.

Назовите фразеологические единицы, имеющие значение:

  • не говорить лишнего, молчать (держать язык за зубами, прикусить язык);
  • достигать договоренности (находить общий язык);
  • становиться болтливым (язык без костей, чесать языком, распускать язык);
  • бояться что-то сказать (язык не поворачивается, отнялся, проглотить).

— Значимость слова определяется его способностью участвовать в образовании новых слов. Проанализируйте словообразовательное гнездо со словом “язык” из “Школьного словообразовательного словаря русского языка” А.Н.Тихонова. Выпишите отдельно слова, образованные префиксальным способом, суффиксальным, префиксально-суффиксальным. Найдите синонимы и антонимы.

— Как вы думаете, слово “язык” насколько активно в образовании новых слов? (это слово очень активное, от него образовано 84 слова).

— Перед вами высказывания о языке известного лингвиста М.В.Панова. Прочитайте выразительно.

а) Язык – универсальная знаковая система. Он универсален по отношению ко всем остальным знаковым системам. Любой знак любой системы может быть “пересказан” средствами языка. Любая знаковая система может быть изложена, перетолкована, объяснена с помощью языка.

б) Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу.

в) Главное различие единиц – в их функции, языковом назначении. Звук – это единица восприятия, Морфема – единица значения, мельчайшее вместилище понятия. Слово – назывная единица, главное средство наименования. Словосочетание – мельчайшая единица, в которой обнаруживаются грамматические закономерности. Предложение – единица для выражения мысли. Текст – такая единица языка, крупнее которой нет.

г) Язык необыкновенно прост. Ребенок овладевает им в три – четыре года.

Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать : “Уф, я позавчера полностью овладел языком!” Язык – неисчерпаем.

К какому стилю могут быть отнесены высказывания ученого?

На какую тему (широкую, узкую) подобраны высказывания? Укажите ключевые слова в каждом из суждений. Как они “работают” на основную мысль текста.

Оформите три цитаты по – разному: как прямую речь, как косвенную речь и как конструкцию с вводным словосочетанием.

V. Творческая работа.

Приведите аргументы (не менее2-х) к тезису:

Язык, которым активно и повседневно пользуется общество как средством общения, живет и развивается.

VI. Итог. В последние десятилетия в связи с развитием и распространением информатики, компьютеризации появляются новые сочетания типа информационный язык, язык программирования, язык высокого уровня, слово “язык” приобрело новое значение “система знаков (звуков, сигналов), передающих определенную информацию”.

На следующем уроке мы будем говорить о языке как о системе.

VII. Домашнее задание. Подготовьте доклад, рассказ, сообщение, объяснение старшего младшему, учителя ученикам на тему: “Что я знаю о русском языке”.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

сочинение что я знаю о словосочетаниях

Конспект урока по русскому языку в 8 классе

Тема урока: « Типы связи слов в словосочетании».

— обобщение и расширение полученных знаний по теме

— развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;

— воспитание желания переосмыслить собственные знания по теме и применить их на практике.

-выделить существенную информацию, систематизировать ее и представить в графическом виде;

-обеспечить условия для формирования знаний о способах связи слов в словосочетании, формирования умений определять способы связи слов в словосочетании;

— самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;

— развивать умение давать самооценку своей деятельности;

-воспитывать нравственные качества: толерантность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

— стремиться к совершенствованию собственной речи;

— испытывать потребность в самовыражении через слово;

-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.

-самостоятельно формулировать тему;

-сравнивать и анализировать, выделять главное;

-устанавливать причинно-следственные связи.

— определять цель, проблему в деятельности;

— выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.

-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

— различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

— систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

— формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;

— подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.

Использованная технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

— таблица «Знаю – хочу знать – узнал»,

— объединение информации в блоки через сопоставление,

— выполнение тестовых заданий,

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Тема урока, постановка целей.

— Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко.

Ученики определяют тему – «Словосочетание».

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знания по данной теме, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются сл/соч.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

1.Прием «Свободное письмо». Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании.

2. Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

Знаю Хочу знать Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

-Прочитал в учебнике, книге.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника и др.

Учитель: Таким образом, источниками нашей информации стали: книги, рассказы взрослых.

Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч. тать книгу, сле. ка прик. снуться, предл. жить помощь, к. сательная линия, тв. рящий художник, с. деть прямо, слушать вн. мательно, выб. рать подарок, обж. гающий жар.

— Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:

по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно)

— Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)

— С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

— Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

Знаю Хочу знать Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная. 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании».

— Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке. Проводится целеполагание.

III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

— Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст параграфа 7.

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом.

Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

Задание: Прочитайте материал параграфа 7 на стр. 31-32.

Сделайте пометки на полях:

«+» — если считаете, что это вам известно;

«-» — если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» — если то, что прочитали, является новым;

«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

2. Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа).

Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Знаю Хочу знать Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная. 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола).

— Как вы думаете, почему так называются виды связи?

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

3. Применение теории на практике.

Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи — управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание.

4. Практическое закрепление знаний.

1). Упражнение 68.

Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях.

-Что нужно сделать, чтобы определить к какому способу связи относится каждое словосочетание?

2). Поработаем с текстом упражнения 78.

-Докажите, что перед вами текст.

Исследование текста. Выпишите из текста по 3 примера на каждый вид связи. Проверка.

3) Составить по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему «Осень в моем городе». Проверка выполнения.

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.

5). Обратим внимание на задания ОГЭ (на столах лежат демонстрационные материалы). Найдите задание по теме нашего урока. Как оно звучит? Давайте его выполним.

IV. Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

— А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Прием «Кластер».Составим коллективный портрет ( кластер) « Типы связи слов в словосочетании».

Тип связи слов в словосочетании

Пока обучающиеся работают с кластером, один обучающийся составляет синквейн по теме урока.

Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.

Главное и зависимое

Согласуется, управляет, примыкает

Научился определять вид связи

— Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

— Как вы это делали?

— Для чего нам это надо знать?

— Где будем использовать полученные знания?

— Что вам помогало в работе?

-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?

На уроке главным источником информации был текст параграфа, с которым вы будете еще работать на следующих уроках.

— Интересен ли был вам сегодняшний урок?

— Предлагаю заполнить небольшую анкету и оценить свою работу на уроке.

• Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

• Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

• Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

• Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

V. Домашнее задание.

— Чтоб упрочить наши знания, даю домашнее задание.

1.Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень в моем городе», используя словосочетания, составленные на уроке.

2.Выписать из стихотворений М.Ю.Лермонтова по 3 примера на каждый способ связи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: