Изложены общие методы и средства развития физических качеств, обучения новым двигательным действиям, особенности планирования и контроля физического воспитания и спортивной тренировки, аспекты профессионально-прикладной физической подготовки. Учебник написан в соответствии с действующей официальной программой общепрофилирующей дисциплины учебного плана для высших учебных заведений физкультурного образования — теории физической культуры и спорта. В учебнике содержится материал по двум основным разделам данной дисциплины: первый вводит в интегративную теорию физической культуры, а второй раскрывает общие концептуальные и научно-прикладные основы физического воспитания как главного процесса педагогически направленного функционирования физической культуры в обществе. Учебник рассчитан на бакалаврский уровень образования, но может быть использован и для углубления знаний в соответствии с требованиями следующего уровня высшего образования.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Раздел I. Общая характеристика физического воспитания: направленность, средства, методы, принципы
Глава I. Целенаправленность физического воспитания 7
2. Сущность задач, решаемых в физическом воспитании, и формы конкретной постановки их 11
2.1. Цель и основные задачи в физическом воспитании
2.1.1. Социальные истоки цели, преследуемой в физическом воспитании —
2.1.2. Основные задачи : 14
2.2. Аспекты и формы конкретизации задач, решаемых в процессе физического воспитания 21
Глава II. Средства и методы в физическом воспитании 28
1.1. Физические упражнения как средства физического воспитания . —
1.1.1. Исходное определение; содержание и форма физического упражнения
1.1.2. Техника физических упражнений 33
1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий . —
1.1.2.2. Некоторые характеристики и правил’а техничного выполнения физических упражнений 35
1.1.3. Эффекты упражнения 44
1.1.4. Классификация физических упражнений 48
1.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения . 50
1.2.1. Нагрузка при выполнении физических упражнений
1.2.2. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений . 58
1.3. Специфические методы физического воспитания 63
1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения
1.3.2. Игровой и соревновательный методы 73
2. Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспитании 77
2.1. Методы вербального (речевого) воздействия 78
2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения . 79
2.3. Средства и методы обеспечения наглядности ЯП
2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение 81
2.5. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании 83
Глава III. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию 85
2. Основные требования к реализации в физическом воспитании общеметодических принципов 86
3. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания 96
3.1. Непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха
3.2. Постепенное наращивание развивающетренирующих воздействий и адаптивное сбалансирование их динамики 101
3.3. Циклическое построение системы занятий 105
3.4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания Ю9
Раздел II. Основные аспекты содержания и методики физического воспитания
Глава IV. Основы обучения двигательным действиям 114
1.1. Двигательные умения и навыки как результат обучения; закономерности их формирования —
1.2. Целевые установки в обучении двигательным действиям . 123
1.3. Предпосылки и общий порядок построения процесса обучения . 126
2. Особенности этапов обучения : 130
2.1. Первый этап (начальное разучивание действия) —
2.1.1. Решаемые задачи —
2.1.2. Типичные средства и методы —
2.1.3. Определяющие черты методики 132
2.2. Второй этап (углубленное разучивание действия) ‘ 139
2.2.1. Решаемые задачи —
2.2.2. Типичные средства и методы 140
2.2.3. Определяющие черты методики 142
2.3. Третий этап (результирующая отработка действия) : 146
2.3.1. Решаемые задачи —
2.3.2. Типичные средства и методы 147
2.3.3. Определяющие черты методики ,• 148
2.4. Проблема перестройки двигательного навыка 156
Глава V. Воспитание двигательно-координационных способностей 158
1.1. Комплексный характер способностей, определяющих качество координации движений —
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-координационных и некоторых связанных с ними способностей 163
2. Средства и отличительные черты методики 165
2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей —
2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и связанных с ними способностей 170
2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие . . —
2.2.2. Пути воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению 173
2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений 177
Глава VI. Воспитание силовых и скоростных способностей 181
1.1. Силовые способности и задачи но их воспитанию . —
1.1.1. О показателях и сущности силовых способностей —
1.1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания силовых способностей 185
1.2. Средства и определяющие черты методики 190
1.2.1. Средства и основы методики воспитания собственно-силовых способностей —
1.2.1.1. Средства 190
1.2.1.2. Основы методики 196
1.2.2. Особенности средств и методики воспитания скоростно-силовых способностей 206
1.3. К общей характеристике процесса 211
2. Воспитание скоростных способностей 213
2.1. Скоростные способности и задачи по их воспитанию —
2.2. Средства и определяющие черты методики . 219
2.2.1. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям . . —
2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений . . 223
2.3. К общей характеристике процесса 229
Глава VII. Воспитание выносливости 230
1.1. Сущность, показатели и типы выносливости —
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости . 236
2. Средства и отличительные черты методики 242
2.1. Средства и методы воспитания общей выносливости —
2.2. Особенности средств и методики воспитания специфической выносливости 252
2.2.1. Особенности средств —
2.2.2. Особенности методики 253
2.3. Сочетание различных сторон воспитания выносливости; система занятий 260
Глава VIII. Направленное воздействие в процессе физического воспитания на осанку, гибкость и некоторые свойства (компоненты) телосложения . 262
1.1. Объект и задачи —
1.2. Средства и особенности методики 268
2. Направленное воздействие на гибкость тела 273
2.1. Объект и задачи —
2.2. Средства и особенности методики 279
3. Некоторые аспекты регулирования мышечной и «пассивной» массы тела 283
3.1. Задачи и критерии .’ . —
3.2. Предпочтительные средства и методы 287
3.2.1. Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики . . ‘ —
3.2.2. Предпочтительные виды и режимы использования упражнений для устранения избыточной массы тела 293
Глава IX. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания 298
1.1. Общая направленность и комплексность воспитательных воздействий —
1.2. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого . 300
1.3. Воспитывающая роль физкультурного коллектива 302
2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания 303
2.1. Нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание . —
2.2. Интеллектуальное и эстетическое воспитание 311
2.3. Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании . . 315
Раздел III. Формы построения занятий, планирование и контроль в физическом воспитании
Глава X. Формы построения занятий 322
2. Урочные формы занятий 327
2.1. Первостепенное значение урочных форм в педагогически направленной организации занятий 327
2.2. Логика и методика построения урока 329
2.3. Анализ урока 343
3. Особенности отдельных (неурочных) форм занятий в физкультурной практике . . 347
3.1. Малые формы 348
3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера 353
3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании 356
Глава XI. Планирование и контроль в физическом воспитании 359
2. Планирование 361
2.1. Предпосылки к планированию
2.2. Масштабы и предметные аспекты планирования 363
2.3. Особенности форм и способов перспективного, этапного и краткосрочного планирования 370
2.3.1. Формы и способы перспективного планирования
2.3.2. Этапное планирование 379
2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование 390
3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания . —
3.2. Особенности оперативно-текущего, циклового и этапного контроля 411
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел I. Спорт, спортивная тренировка
Глава XII. Спорт в системе социальных явлений 425
2. Многообразие видов спорта 427
3. Факторы и тенденции развития спортивных достижений 429
V4. Социальные функции спорта и основные направления спортивного движения 433
к 4.1. Суть функций спорта, их неоднозначность и зависимость от условий функционирования —
4.2. Единство и особенности различных направлений (разделов) спортивного движения 439
Глава XIII. Спортивная тренировка 442
2. Средства, методы и основные разделы содержания спортивной тренировки 446
2.1. Средства и методы
2.2. Основные разделы подготовки спортсмена в процессе тренировки 450
3. Специфика закономерностей спортивной тренировки 455
4. Построение спортивной тренировки (структура тренировочного процесса) 464
4.1. Структура малых тренировочных циклов (микроциклов) . 465
4.2. Структура средних циклов тренировки (мезоциклов) 469
4.3. Структура многомесячных циклов тренировки 474
4.3.1. Основы периодизации спортивной тренировки
4.3.2. Особенности тренировки в различные периоды макроцикла 477
4.4. Спортивная тренировка как многолетний процесс 487
Раздел II. Профессионально-прикладные формы физической культуры
Глава XIV. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП); 492
2. Средства и методические основы построения ППФП 501
2.1. Особенности состава средств ППФП —
2.2. Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП 504
Глава XV. Физическая культура в системе рациональной организации труда 509
2. Место и особенности различных -форм физической культуры в системе НОТ 512
2.1. Физическая культура в рамках трудового процесса 514
2.2. Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда 520
2.3. Связи производственной и смежных форм физической культуры . . 522
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры
Изложены общие методы и средства развития физических качеств, обучения новым двигательным действиям, особенности планирования и контроля физического воспитания и спортивной тренировки, аспекты профессионально-прикладной физической подготовки
Смотрите также
Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры
Основные понятия теории физической культуры
Структура и функции физической культуры
Теория и методика физической культуры как наука
и учебная дисциплина
Физическая культура как социальная система.
Цели, задачи и основы функциониро.
Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры
Общие основы теории физической культуры.
Теория и методика физической культуры, различные периоды жизни человека.
Теория и методика спорта.
Лекции — Теория и методика физической культуры
Тема №2 «Направления профессиональной деятельности специалиста физической культуры».
Тема №3 «Виды деятельности специалистов физической культуры».
Тема №4 «Двигательная деятельность как основа содержания физкультурно-спортивной деятельности».
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры
Учебник написан в соответствии с новой программой по теории и методике физической культуры государственного образовательного стандарта. В нем на основе современных данных науки, а также передового опыта практической работы в области физической культуры предпринята попытка осм.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры
Учебник написан в соответствии с новой программой по теории и методике физической культуры государственного образовательного стандарта. В нем на основе современных данных науки, а также передового опыта практической работы в области физической культуры предпринята попытка осм.
Дипломная работа — Особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной медицинской группы
Институт физической культуры и спорта
Кафедра спорта и
Основ физического воспитания
Особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной медицинской группы
доцент кафедры МБОФВ и С
Документация учителя физической культуры (часть 1)
Лях, программа ФИЗО
Матвеев, 5-10 классы
Методика оценки успеваемости
об итоговой аттестации
требования к физо
Нормативы СанПин 1178-02, 2002 г
Обязанности учителя физического воспитания и очень много других полезных документов
Ответы на билеты по ФК
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.
Система физического воспитания.
Компоненты физической культуры.
Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Социально-биологические основы физической культуры. .
Шпоры по физ-ре на экзамен
2) Понятие физического воспитание
3) Средства физической культуры
4) Виды физической культуры
5) Формы занятий физической культурой
6) Понятия: гомеостаз, организм, ткани, система органов.