Теория и методика фк матвеев учебник

Изложены общие методы и средства развития физических качеств, обучения новым двигательным действиям, особенности планирования и контроля физического воспитания и спортивной тренировки, аспекты профессионально-прикладной физической подготовки. Учебник написан в соответствии с действующей официальной программой общепрофилирующей дисциплины учебного плана для высших учебных заведений физкультурного образования — теории физической культуры и спорта. В учебнике содержится материал по двум основным разделам данной дисциплины: первый вводит в интегративную теорию физической культуры, а второй раскрывает общие концептуальные и научно-прикладные основы физического воспитания как главного процесса педагогически направленного функционирования физической культуры в обществе. Учебник рассчитан на бакалаврский уровень образования, но может быть использован и для углубления знаний в соответствии с требованиями следующего уровня высшего образования.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Раздел I. Общая характеристика физического воспитания: направленность, средства, методы, принципы

Глава I. Целенаправленность физического воспитания 7

2. Сущность задач, решаемых в физическом воспитании, и формы конкретной постановки их 11

2.1. Цель и основные задачи в физическом воспитании

2.1.1. Социальные истоки цели, преследуемой в физическом воспитании —

2.1.2. Основные задачи : 14

2.2. Аспекты и формы конкретизации задач, решаемых в процессе физического воспитания 21

Глава II. Средства и методы в физическом воспитании 28

1.1. Физические упражнения как средства физического воспитания . —

1.1.1. Исходное определение; содержание и форма физического упражнения

1.1.2. Техника физических упражнений 33

1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий . —

1.1.2.2. Некоторые характеристики и правил’а техничного выполнения физических упражнений 35

1.1.3. Эффекты упражнения 44

1.1.4. Классификация физических упражнений 48

1.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения . 50

1.2.1. Нагрузка при выполнении физических упражнений

1.2.2. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений . 58

1.3. Специфические методы физического воспитания 63

1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения

1.3.2. Игровой и соревновательный методы 73

2. Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспитании 77

2.1. Методы вербального (речевого) воздействия 78

2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения . 79

2.3. Средства и методы обеспечения наглядности ЯП

2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение 81

2.5. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании 83

Глава III. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию 85

2. Основные требования к реализации в физическом воспитании общеметодических принципов 86

3. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания 96

3.1. Непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха

3.2. Постепенное наращивание развивающетренирующих воздействий и адаптивное сбалансирование их динамики 101

3.3. Циклическое построение системы занятий 105

3.4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания Ю9

Раздел II. Основные аспекты содержания и методики физического воспитания

Глава IV. Основы обучения двигательным действиям 114

1.1. Двигательные умения и навыки как результат обучения; закономерности их формирования —

1.2. Целевые установки в обучении двигательным действиям . 123

1.3. Предпосылки и общий порядок построения процесса обучения . 126

2. Особенности этапов обучения : 130

2.1. Первый этап (начальное разучивание действия) —

2.1.1. Решаемые задачи —

2.1.2. Типичные средства и методы —

2.1.3. Определяющие черты методики 132

2.2. Второй этап (углубленное разучивание действия) ‘ 139

2.2.1. Решаемые задачи —

2.2.2. Типичные средства и методы 140

2.2.3. Определяющие черты методики 142

2.3. Третий этап (результирующая отработка действия) : 146

2.3.1. Решаемые задачи —

2.3.2. Типичные средства и методы 147

2.3.3. Определяющие черты методики ,• 148

2.4. Проблема перестройки двигательного навыка 156

Глава V. Воспитание двигательно-координационных способностей 158

1.1. Комплексный характер способностей, определяющих качество координации движений —

1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-координационных и некоторых связанных с ними способностей 163

2. Средства и отличительные черты методики 165

2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей —

2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и связанных с ними способностей 170

2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие . . —

2.2.2. Пути воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению 173

2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений 177

Глава VI. Воспитание силовых и скоростных способностей 181

1.1. Силовые способности и задачи но их воспитанию . —

1.1.1. О показателях и сущности силовых способностей —

1.1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания силовых способностей 185

1.2. Средства и определяющие черты методики 190

1.2.1. Средства и основы методики воспитания собственно-силовых способностей —

1.2.1.1. Средства 190

1.2.1.2. Основы методики 196

1.2.2. Особенности средств и методики воспитания скоростно-силовых способностей 206

1.3. К общей характеристике процесса 211

2. Воспитание скоростных способностей 213

2.1. Скоростные способности и задачи по их воспитанию —

2.2. Средства и определяющие черты методики . 219

2.2.1. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям . . —

2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений . . 223

2.3. К общей характеристике процесса 229

Глава VII. Воспитание выносливости 230

1.1. Сущность, показатели и типы выносливости —

1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости . 236

2. Средства и отличительные черты методики 242

2.1. Средства и методы воспитания общей выносливости —

2.2. Особенности средств и методики воспитания специфической выносливости 252

2.2.1. Особенности средств —

2.2.2. Особенности методики 253

2.3. Сочетание различных сторон воспитания выносливости; система занятий 260

Глава VIII. Направленное воздействие в процессе физического воспитания на осанку, гибкость и некоторые свойства (компоненты) телосложения . 262

1.1. Объект и задачи —

1.2. Средства и особенности методики 268

2. Направленное воздействие на гибкость тела 273

2.1. Объект и задачи —

2.2. Средства и особенности методики 279

3. Некоторые аспекты регулирования мышечной и «пассивной» массы тела 283

3.1. Задачи и критерии .’ . —

3.2. Предпочтительные средства и методы 287

3.2.1. Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики . . ‘ —

3.2.2. Предпочтительные виды и режимы использования упражнений для устранения избыточной массы тела 293

Глава IX. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания 298

1.1. Общая направленность и комплексность воспитательных воздействий —

1.2. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого . 300

1.3. Воспитывающая роль физкультурного коллектива 302

2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания 303

2.1. Нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание . —

2.2. Интеллектуальное и эстетическое воспитание 311

2.3. Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании . . 315

Раздел III. Формы построения занятий, планирование и контроль в физическом воспитании

Глава X. Формы построения занятий 322

2. Урочные формы занятий 327

2.1. Первостепенное значение урочных форм в педагогически направленной организации занятий 327

2.2. Логика и методика построения урока 329

2.3. Анализ урока 343

3. Особенности отдельных (неурочных) форм занятий в физкультурной практике . . 347

3.1. Малые формы 348

3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера 353

3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании 356

Глава XI. Планирование и контроль в физическом воспитании 359

2. Планирование 361

2.1. Предпосылки к планированию

2.2. Масштабы и предметные аспекты планирования 363

2.3. Особенности форм и способов перспективного, этапного и краткосрочного планирования 370

2.3.1. Формы и способы перспективного планирования

2.3.2. Этапное планирование 379

2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование 390

3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания . —

3.2. Особенности оперативно-текущего, циклового и этапного контроля 411

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Раздел I. Спорт, спортивная тренировка

Глава XII. Спорт в системе социальных явлений 425

2. Многообразие видов спорта 427

3. Факторы и тенденции развития спортивных достижений 429

V4. Социальные функции спорта и основные направления спортивного движения 433

к 4.1. Суть функций спорта, их неоднозначность и зависимость от условий функционирования —

4.2. Единство и особенности различных направлений (разделов) спортивного движения 439

Глава XIII. Спортивная тренировка 442

2. Средства, методы и основные разделы содержания спортивной тренировки 446

2.1. Средства и методы

2.2. Основные разделы подготовки спортсмена в процессе тренировки 450

3. Специфика закономерностей спортивной тренировки 455

4. Построение спортивной тренировки (структура тренировочного процесса) 464

4.1. Структура малых тренировочных циклов (микроциклов) . 465

4.2. Структура средних циклов тренировки (мезоциклов) 469

4.3. Структура многомесячных циклов тренировки 474

4.3.1. Основы периодизации спортивной тренировки

4.3.2. Особенности тренировки в различные периоды макроцикла 477

4.4. Спортивная тренировка как многолетний процесс 487

Раздел II. Профессионально-прикладные формы физической культуры

Глава XIV. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП); 492

2. Средства и методические основы построения ППФП 501

2.1. Особенности состава средств ППФП —

2.2. Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП 504

Глава XV. Физическая культура в системе рациональной организации труда 509

2. Место и особенности различных -форм физической культуры в системе НОТ 512

2.1. Физическая культура в рамках трудового процесса 514

2.2. Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда 520

2.3. Связи производственной и смежных форм физической культуры . . 522

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры

Изложены общие методы и средства развития физических качеств, обучения новым двигательным действиям, особенности планирования и контроля физического воспитания и спортивной тренировки, аспекты профессионально-прикладной физической подготовки

Смотрите также

Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры

Основные понятия теории физической культуры

Структура и функции физической культуры

Теория и методика физической культуры как наука

и учебная дисциплина

Физическая культура как социальная система.

Цели, задачи и основы функциониро.

Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры

Общие основы теории физической культуры.

Теория и методика физической культуры, различные периоды жизни человека.

Теория и методика спорта.

Лекции — Теория и методика физической культуры

Тема №2 «Направления профессиональной деятельности специалиста физической культуры».

Тема №3 «Виды деятельности специалистов физической культуры».

Тема №4 «Двигательная деятельность как основа содержания физкультурно-спортивной деятельности».

Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры

Учебник написан в соответствии с новой программой по теории и методике физической культуры государственного образовательного стандарта. В нем на основе современных данных науки, а также передового опыта практической работы в области физической культуры предпринята попытка осм.

Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры

Учебник написан в соответствии с новой программой по теории и методике физической культуры государственного образовательного стандарта. В нем на основе современных данных науки, а также передового опыта практической работы в области физической культуры предпринята попытка осм.

Дипломная работа — Особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной медицинской группы

Институт физической культуры и спорта

Кафедра спорта и

Основ физического воспитания

Особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной медицинской группы

доцент кафедры МБОФВ и С

Документация учителя физической культуры (часть 1)

Лях, программа ФИЗО

Матвеев, 5-10 классы

Методика оценки успеваемости

об итоговой аттестации

требования к физо

Нормативы СанПин 1178-02, 2002 г

Обязанности учителя физического воспитания и очень много других полезных документов

Ответы на билеты по ФК

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.

Система физического воспитания.

Компоненты физической культуры.

Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Социально-биологические основы физической культуры. .

Шпоры по физ-ре на экзамен

2) Понятие физического воспитание

3) Средства физической культуры

4) Виды физической культуры

5) Формы занятий физической культурой

6) Понятия: гомеостаз, организм, ткани, система органов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector