Примеры итоговых сочинений по направлению «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ».
Примеры итоговых сочинений по направлению «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА».
Примеры итоговых сочинений по направлению «РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ».
Готовые материалы по направлению «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ». Предлагаем вашему вниманию фрагменты художественных произведений, на основе которых можно строить рассуждение на любую тему в рамках данного направления. Приведенные отрывки небольшого объема и могут быть прочитаны за несколько минут.
Готовые материалы по направлению «ДРУЖБА И ВРАЖДА». Предлагаем вашему вниманию фрагменты художественных произведений, на основе которых можно строить рассуждение на любую тему в рамках данного направления. Приведенные отрывки небольшого объема и могут быть прочитаны за несколько минут.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ — АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОПЫТ И ОШИБКИ». Предлагаем вашему вниманию фрагменты художественных произведений, на основе которых можно строить рассуждение на любую тему в рамках данного направления. Приведенные отрывки небольшого объема и могут быть прочитаны за несколько минут.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ — АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РАЗУМ И ЧУВСТВО». Предлагаем вашему вниманию фрагменты художественных произведений, на основе которых можно строить рассуждение на любую тему в рамках данного направления. Приведенные отрывки небольшого объема и могут быть прочитаны за несколько минут.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ — АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ». Предлагаем вашему вниманию фрагменты художественных произведений, на основе которых можно строить рассуждение на любую тему в рамках данного направления. Приведенные отрывки небольшого объема и могут быть прочитаны за несколько минут.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД Опубликованы тематические направления итогового сочинения на 2016-2017 учебный год, а также комментарии к ним.
ГОТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГОД ЛИТЕРАТУРЫ». Все возможные тезисы по данному направлению с аргументами на основе художественных произведений. Чтобы написать сочинение на любую тему в рамках направления «Дом», нужно только выбрать несколько из предложенных.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГОД ЛИТЕРАТУРЫ». Приводятся различные типы формулировок тем сочинений: тема-вопрос, тема-утверждение (в том числе цитата), тема-номинативное предожение.
ГОТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПУТЬ». Все возможные тезисы по данному направлению с аргументами на основе художественных произведений. Чтобы написать сочинение на любую тему в рамках направления «Дом», нужно только выбрать несколько из предложенных.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПУТЬ». Приводятся различные типы формулировок тем сочинений: тема-вопрос, тема-утверждение (в том числе цитата), тема-номинативное предожение.
ГОТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ВРЕМЯ». Все возможные тезисы по данному направлению с аргументами на основе художественных произведений. Чтобы написать сочинение на любую тему в рамках направления «Дом», нужно только выбрать несколько из предложенных.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ВРЕМЯ». Приводятся различные типы формулировок тем сочинений: тема-вопрос, тема-утверждение (в том числе цитата), тема-номинативное предожение.
ГОТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДОМ». Все возможные тезисы по данному направлению с аргументами на основе художественных произведений. Чтобы написать сочинение на любую тему в рамках направления «Дом», нужно только выбрать несколько из предложенных.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДОМ». Приводятся различные типы формулировок тем сочинений: тема-вопрос, тема-утверждение (в том числе цитата), тема-номинативное предожение.
ГОТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛЮБОВЬ». Все возможные тезисы по данному направлению с аргументами на основе художественных произведений. Чтобы написать сочинение на любую тему в рамках направления «Любовь», нужно только выбрать несколько из предложенных.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛЮБОВЬ». Приводятся различные типы формулировок тем сочинений: тема-вопрос, тема-утверждение (в том числе цитата), тема-номинативное предожение.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Опубликованы тематические направления итогового сочинения на 2015-2016 учебный год, а также комментарии к ним.
Новости итогового сочинения
All right reserved. Использование материалов сайта разрешено при условии сохранения активной обратной ссылки.
Итоговое сочинение 2016-2017 по теме Дружба и Вражда
С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.
Дата итогового сочинения 2016-2017 – 7 декабря.
Как правило, рекомендуется придерживаться следующей структуры, представляющей шаблон итогового сочинения:
Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.
Время, отводимое для экзаменационной работы, – 3 часа 55 минут.
Темы итогового сочинения
Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:
Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.
Одна из таких тем – «Дружба и вражда».
Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе – этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Дружба и вражда».
Рекомендованная литература
- Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
- Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
- Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
- Роман М.Шолохова «Тихий Дон»
- Повесть В.Л.Кондратьева «Сашка9raquo;
- Повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья»
Аргументы к этой теме
Аргументы для итогового сочинения на тему дружбы 2016:
Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова – пример настоящей, искренней и прекрасной дружбы, которая основывалась не на выгоде, а на схожести духовных идеалов героев. И Андрей, и Пьер – чужды обществу, так как имеют более возвышенные мысли и нравственные ценности, чем их окружение. Болконский изначально уверен в своем собственном предназначении и особом месте в мире. Пьеру же понадобилось убедиться в этом на собственном опыте, во многом благодаря Андрею, поддерживающему его.
Может ли враг стать другом?
История взаимоотношений главного героя – молодого офицера Петра Гринева и самозванца Пугачева – история двух врагов, которые могли бы стать приятелями, не окажись по разную сторону баррикад. Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева – во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.
Когда герои снова встретились, Пугачев предложил помощь Гриневу. Но у офицера были смешанные чувства – ведь положение его зависело от отношения к недавнему врагу. В этой ситуации герои раскрывают друг перед другом душу в откровенном разговоре.
Оба героя – волевые и бесстрашные мужчины, что и делает их похожими, давая основания для возможных приятельских отношений.
Пример истинноймужской дружбы можно найтив произведении В.Л.Кондратьева «Сашка9raquo;. Главный герой – Сашка – молодой парень, который застал Великую Отечественную войну. Он был ранен в руку после двух месяцев на передовой и отправлен в тыл. В дороге герой знакомится с парнем Володей, с которым они продолжат путь и впоследствии переживут вместе многое, привыкнув друг к другу.
В дальнейшем не раз между Сашкой и Володей возникнут ситуации, подтверждающие их дружбу. Например, когда им пришлось остаться на ночлег в деревне, радушная хозяйка предложила Сашке остаться и набраться сил, но он не бросил друга и продолжил путь вместе с ним.
Когда друзья попали в госпиталь, Володя был удивлен несправедливостью в распределении еды для больных и в одной ситуации в гневе швырнул тарелкуобедом в присутствии майора. Сашка, будучи рядовым, понимал, что с него спрос небольшой, а лейтенанта Володю могли отдать под трибунал, поэтому взял вину на себя.
Человек – социальное существо, которое постоянно живет в мире взаимоотношений с другими людьми. Поразительно, какими разными они могут быть – от истинной дружбы до настоящей ненависти. Психологические качества, жизненный опыт и условия непосредственно влияют на формирование личности и взаимоотношение человека с окружающими. Так как же именно рождается дружба, и, возможно ли сменить полюс отношений и превратить вражду в приятельское общение?
Чтобы увидеть, что такое настоящая дружба, стоит обратиться к произведениям классиков русской литературы. Произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» предлагает нам образец верной искренней дружбы между героями – Андреем Болконским и Пьером Безуховым.
Оба персонажа – высокоразвитые духовно личности, которые понимают, что им не место в светском безнравственном обществе. Но при этом они совершенно разные характерами – сильный волевой Андрей и неуверенный в себе, рассудительный Пьер. Основа их взаимоотношения – схожие взгляды на жизнь и высокие духовные идеалы. Свою чуждость этому обществу Болконский осознает сразу, а Пьеру для этого требуется время, при этом друг его постоянно морально поддерживает.
Отношения между людьми – достаточно сложная часть нашей жизни, и не всегда их можно однозначно объяснить. Так, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» сложная цепочка отношений выстраивается между Петром Гриневым и самозванцем Пугачевым. Они – настоящие враги, между которым могли бы возникнуть приятельские отношения.
Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева – во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.
Когда герои снова встретились, Пугачев предложил помощь Гриневу. Но у офицера были смешанные чувства – ведь положение его зависело от отношения к недавнему врагу. В этой ситуации герои раскрывают друг перед другом душу в откровенном разговоре.
Оба героя – волевые и бесстрашные мужчины, что и делает их похожими, давая основания для возможных приятельских отношений.
Таким образом, стоит сказать, что сфера человеческих отношений – почва, где может родиться как искренняя настоящая дружба, так и вражда в силу обстоятельств и условий.
Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента
Сайт не является средством массовой информации
Выпускное сочинение по литературе 2017/2018
Срок проведения итогового сочинения:
— основной — 6 декабря 2017 года
— дополнительный — 7 февраля 2018 года
— дополнительный — 16 мая 2018 года
В тексте должно быть не меньше 250 слов.
Тематические направления итогового сочинения в 2017-2018 году
- «Верность и измена»
- «Равнодушие и отзывчивость»
- «Цели и средства»
- «Смелость и трусость»
- «Человек и общество»
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
«Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Критерии оценивания итогового сочинения:
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами .
« Незачет » ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях «зачет») .
Критерий №4 « Качество речи »
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
« Незачет » ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется « зачет »).
Критерий №5 « Грамотность »
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
« Незачет » ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Направления выпускных сочинений
Частичное или полное копирование материалов только с указанием обратной ссылки!