Трагедия совести и ее разрешение в пьесе гроза

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Катерина является главной героиней в драме А. Н. Островского «Гроза». Она добрая, мечтательная, верующая. Но почему же эта девушка страдала от угрызения совести? Характер Катерины сформировался в простой семье, где царила любовь и ей предоставлялась полная свобода. Она выросла открытой, свободолюбивой, не умеющей врать девушкой. Но, попав в семью Кабановых, она оказалась взаперти.

Кабаниха, мать мужа Катерины, постоянными подозрениями и упреками обижала девушку. В отношениях семьи она ставила превыше всего страх перед старшими, а не любовь и уважение к близким. Муж Катерины тоже является жертвой скверного характера Кабановой и поэтому не оказывает своей жене помощи при напастях своей матери. Катерина оказалась в неволе, и в её душе поселились страх и боязнь тёмных сил.

Отношения Катерины и Тихона были основаны на жалости, а не на любви. Но, полюбив по-настоящему, она не может смириться с тем, что она полюбила, будучи женатой. Она начинает бояться своих мыслей и предчувствует беду, ведь измена — это тяжкий грех. Чтобы искупить свою вину, Катерина публично призналась своему мужу в измене, но за своё покаяние она получила лишь осуждение. Кабанов смог простить Катерину, но из-за влияния матери, не поддержал её в трудную минуту. Возлюбленный Катерины, Борис, отказал ей в совместном побеге и единственный выход, который она нашла, стало самоубийство.

Смерть Катерины стала протестом против обид, которые были безосновательны, против уклада жизни Кабановых, не дающей ей быть счастливой, против необходимости жить с нелюбимым человеком.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Урок литературы на тему «Анализ образа Катерины, народные истоки её характера, тема «горячего сердца», трагедия совести» (10 класс)

23 октября 2013 г.

  • Выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «тёмному царству»; проследить, как формировался её характер, какие черты являются в нём главными, как постепенно развивался её конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно;
  • Развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;
  • Прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.

Оборудование: мультимедийная презентация Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза9raquo;.

І. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

Сообщение учащегося «Речевая хар-ка Катерины»

  • от песенного народного творчества — порыв к свободе, к счастью, свету;
  • от церкви – самоотречение, смирение.

Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в её речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе – её речь становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать? Сил моих не хватает. Куда мне деваться…9raquo;). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, в которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации.

3. Вопросы и задания для обсуждения (проверка домашнего задания)

  • Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.- Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? Ответ в чертах ее характера.
  • Возможен ли для Катерины путь Варвары?
  • Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? ( проверка домашнего задания: составлялись таблицы )

Общий вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

  • В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? Любовь — это и есть стремление жить по законам своей души.
  • В чем сложность внутреннего состояния героини? Любовь к Борису — это не только свободный выбор, диктуемый сердцем, но и обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи, а выбор любви — это и счастье, и мучение Катерины. Но, выбрав любовь, она сознательно обрекает себя на мучения.

5. Анализ эпизода (самостоятельная работа по группам): Как показаны мучения героини, борьба с собой? Это ее сила или слабость? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.

  • 1 группа: сцена с ключом
  • 2 группа: сцены свидания
  • 3 группа: прощания с Борисом.

Обсуждение анализа эпизодов:

  • Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».
  • Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
  • Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь — всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

ІII. Подведение итогов урока.

  • 1гр. Слово о Добролюбове. Согласны ли вы с мнением Добролюбова, что Катерина – «луч света в тёмном царстве»?
  • 2гр. Согласны ли вы с пониманием характера Катерины Д.И.Писаревым?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: